Музыка – душа фильма: как работает музыкальная редакция Киноконцерна «Мосфильм»

У музыкального редактора Константина Шевелева за плечами 40 лет работы в киномузыке, 38 из которых прошли в стенах «Мосфильма». Молодой выпускник Свердловской консерватории (ныне: Уральская консерватория имени М. П. Мусоргского – Прим. Ред.) полтора года трудился звукооформителем в клубе-лаборатории любительских фильмов, пока не узнал о вакансии в музыкальной редакции «Мосфильма». Этот момент стал поворотным в судьбе Константина Шевелева – он рискнул и, благодаря своему таланту, был принят на ведущую киностудию страны. И завертелось! Сначала была учеба у таких мастеров, как музыкальные редакторы Раиса Лукина, Минна Бланк, Арсений Лаписов, Александр Беляев, Владимир Комаров. А потом уже и работа с такими виртуозными режиссерами, как Эльдар Рязанов, Станислав Говорухин, Савва Кулиш, Павел Чухрай, Алла Сурикова, Карен Шахназаров, Никита Михалков. Константин Шевелев рассказал Mosfilm.ru , какой вклад вносит музыкальный редактор в создание кинопроизведения.

Работа над сценарием
Музыкальный редактор «вступает в игру», как только готов литературный сценарий. «Самые первый этап работы – составление так называемой экспликации. Я расчерчиваю лист бумаги на три колонки, в одной из них указываю страницы сценария, в другую выписываю сцены, в которых необходима музыка. Третья графа для пометок о том, как исполняется музыка или песня, какие инструменты необходимы, например, «Клавдия поет под гитару». Дальше мне нужно знать, кто играет персонажа, обладает ли актер или актриса вокальными данными. Далее возможны два варианта – профессиональное музыкальное исполнение, либо бытовое пение», – рассказал Константин Шевелев.

Работа в подготовительный период
Константин Шевелев отметил, что всю музыку, которая исполняется в кадре, необходимо по возможности записать заранее, еще до съемок. «Технологически невозможно записать музыку в кадре начисто прямо на съемочной площадке, все равно придется переписывать, так как добавятся лишние шумы. А это значит, что все усилия певцов, музыкантов и актеров пойдут насмарку. Если записывать музыку после того, как эпизод смонтирован, то все усилия уйдут не на то, чтобы выразить эмоциональное состояние произведения, а на то, чтобы попасть в артикуляцию», – рассказал Константин Шевелев.

Поиск композитора для фильма
По словам Константина Шевелева, раньше существовали четкие требования к кинокомпозиторам: они должны были иметь консерваторское образование и состоять в Союзе композиторов. Сейчас же писать музыку для фильмов может кто угодно – критерии отбора стали размытыми. Но даже в современных условиях Константин Шевелев ратует за профессионализм. «Сейчас в моде минимализм. Нам же нужен основательный подход, а не просто мальчики с синтезаторами, которые даже нотной грамоты не знают. Я убежден, что для того, чтобы музыка звучала в кино, композитору нужно пройти все необходимые «фильтры». Раньше, например, обязательно было исполнить музыкальные эскизы на рояле перед специальной комиссией», – подчеркнул Константин Шевелев.
Специфика киномузыки состоит в том, что она должна органично соответствовать изображению. «Это справедливо как для характера музыки, так и для аранжировки: она не должна быть перегруженной, но и не должна быть иллюстративной, то есть полностью соответствовать происходящему на экране, но может быть и контрапунктом, контрастом к изображению», – рассказал Константин Шевелев.
По словам музыкального редактора, композитор должен владеть приемом контрапункта – когда музыка по настроению противопоставлена содержанию кадра. «Это очень сильный художественный прием, способный вызвать то самое «третье состояние», когда пробирает до мурашек. Яркий пример удачного использования конрапункта – это фильм «Тегеран-43» Александра Алова и Владимира Наумова. Помните кадры бомбежек в сочетании с нежной музыкой Жоржа Гарваренца «Une Vie D'Amour»? При просмотре кинокартины возникало щемящее чувство от столкновения любви со смертью», – поделился Константин Шевелев.
Константин Шевелев и сам пишет музыку к фильмам. Например, он работал над саундтреком к фильмам Карена Шахназарова «Исчезнувшая империя» и «Белый тигр». «То, что я сочиняю музыку, помогает мне почувствовать процесс изнутри и лучше понимать композиторов. Я говорю с ними на одном языке. Профессии композитора и музыкального редактора в моей работе дополняют друг друга», – отметил Константин Шевелев.

Работа в съемочный период
В своей работе Константин Шевелев выработал четкое правило – контроль за музыкой на съемочной площадке. Зачем это нужно? Все дело в соблюдении авторских прав. Ведь актеры часто импровизируют, они запросто могут спеть, например, «Let it be», группы Beatles, не задумываясь о последствиях. «В мои обязанности входит работа с правообладателями – вся музыка в фильме должна быть использована легально. Иначе можно получить огромные штрафы и заработать плохую репутацию в профессиональных кругах. Если права на какую-то композицию приобрести невозможно, я должен предложить замену. Ну и главная опасность для музыкального редактора таится в том, что часто говорят: «Не беспокойтесь, эта музыка народная». В 99,9% случаях у произведения есть автор либо его наследники, которые сразу же укажут на нарушение прав», – отметил Константин Шевелев.
Авторские права – это камень преткновения в работе с композитором на всех этапах работы над фильмом. Музыкальный редактор должен отлично разбираться в классике, в киномузыке и в эстраде. Очень часто композиторы пытаются выдать чужое за свое, и за ними нужен пристальный контроль. «Случаев, связанных с плагиатом, немало. К примеру, был большой скандал, когда один из композиторов почти точь-в-точь скопировал музыку Эннио Морриконе к фильму «Однажды в Америке» и чуть было не поместил свой «шедевр» в титры одного из сериалов. А еще один композитор использовал музыку Брамса, и не указал это в титрах», – рассказал Константин Шевелев.

Работа в период постпродакшена
В старых режиссерских сценариях было прописано, в каких эпизодах нужна музыка и сколько по времени она длится. Сейчас принцип работы другой – чаще всего саундтрек пишется уже под готовое изображение. Композитор, режиссер, продюсер и музыкальный редактор решают, где нужна музыка, уже на этапе монтажа.
В этот период одна из самых сложных и интересных задач, по выражению Константина Шевелева, «перевод с продюсерского языка на музыкальный». «Продюсер Денис Евстигнеев, с которым я часто сотрудничаю, очень любит вспоминать эту историю. Он работал с композитором Эдуардом Артемьевым, и сказал ему, что хочет выразить эмоциональное состояние не драматически, а мелодраматически, даже с уклоном в трагизм. Артемьев выслушал все, нажал кнопку на пульте и сказал, что нужно играть меццо-форте в цифре номер два вместо двух форте. Вот это и есть разница между тем, как изъясняются представители киноиндустрии и музыканты», – рассказал Константин Шевелев.
Когда партитуры написаны, начинается этап записи музыки с оркестром. На «Мосфильме» это происходит в Первой музыкальной студии. Для работы приглашают либо Российский государственный симфонический оркестр кинематографии с дирижером Сергеем Скрипкой, либо Оркестр Большого театра с дирижером Игорем Дроновым, либо еще какой-нибудь коллектив или ансамбль. «Запись музыки проходит за один или два дня. Сейчас технологии позволяют записывать многоканальный звук, монтировать дубли. Звукорежиссеры «Мосфильма» Андрей Левин, Геннадий Папин и Анатолий Рясов прекрасно владеют всеми необходимыми технологиями», – отметил Константин Шевелев.
После этого наступает этап сведения музыки. «Главное микшировать музыку не в тот же день, когда проходила запись, чтобы у композитора и звукорежиссера отдохнули уши», – поделился профессиональным секретом Константин Шевелев. После сведения, если необходимо, музыка «отправляется» в мастеринговую студию.
Последняя стадия работы над музыкой – зал перезаписи. «Здесь и начинается основная борьба. Зачастую интересы звукорежиссера и звукооператора противоречат интересам композитора. Первые выступают за сохранение реплик и шумов на первом плане и требуют в какие-то моменты приглушить музыку. Композитор не всегда на это соглашается. Хотя опытные создатели саундтреков подгадывают так, чтобы речь мелодии не мешала. У настоящих профессионалов музыка достигает своего максимума тогда, когда есть «открытое место» – ничего не шумит и никто не говорит», – отметил Константин Шевелев.

Что посмотреть, чтобы насладиться замечательной киномузыкой?
Любимый саундтрек Константина Шевелева – музыка Эннио Морриконе к фильму «Однажды в Америке». «Эта музыка настолько гармоничная, что не надоедает никогда. Посмотрите фильм и убедитесь в этом сами», – посоветовал Константин Шевелев.

Если вы хотите обратиться к музыкальному редактору «Мосфильма» Константину Шевелеву, то пишите на адрес электронной почты stravaganza@mail.ru либо звоните по телефонам 8 (499) 143-92-57 или 8 (903) 717-20-19.
1
2
Поделиться новостью: