В Первой музыкальной студии прошла запись сонат Бетховена на воссозданном клавире начала XIX века

«Мосфильм» плодотворно сотрудничает не только с различными телевизионными и кинокомпаниями, но и с прославленными музыкальными коллективами. Большой широкоформатный зал на «Тонстудии» является репетиционной базой Государственной академической симфонической капеллы, а в Первой студии проходит запись как саундтреков к фильмам, так и музыкальных дисков различных исполнителей с произведениями всех возможных жанров и стилей.

В Первой студии «Мосфильма» завершился очередной масштабный музыкальный проект: запись ранних сонат Людвига ван Бетховена (периода с 1796 по 1806 год).

Пианистка и клавесинистка Ольга Мартынова, профессор Московской консерватории Алексей Любимов и заместитель заведующего многофункциональным учебно-производственным центром звукозаписи и звукорежиссуры в Московской консерватории Евгений Платонов

Пианистка и клавесинистка Ольга Мартынова, профессор Московской консерватории Алексей Любимов и заместитель заведующего многофункциональным учебно-производственным центром звукозаписи и звукорежиссуры в Московской консерватории Евгений Платонов

«Наш проект приурочен к 250-летию со дня рождения Людвига ван Бетховена, которое будет отмечаться в 2020 году. Мы планируем записать полное собрание сонат Бетховена (всего 35 сонат), включая самые ранние опусы, на девяти компакт-дисках. Сонаты на дисках будут расположены не в хронологическом порядке, а в соответствии с программами, выбранными каждым исполнителем.

Идея проекта возникла два года назад на факультете исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории, и тогда же мы впервые исполнили несколько сонат на концерте», – рассказал профессор Московской консерватории, народный артист России и автор идеи записи сонат Бетховена Алексей Любимов.

Специалист из мастерской Пола МакНалти Сергей Храмов и пианистка и клавесинистка Ольга Мартынова

Специалист из мастерской Пола МакНалти Сергей Храмов и пианистка и клавесинистка Ольга Мартынова

Особенностью проекта является то, что запись проводилась на репликах аутентичных исторических клавиров той эпохи.

«Мы проводим запись не на современных роялях, а на репликах инструментов конца XVIII – начала XIX века, которые изготовлены в Чехии мастером Полом МакНалти (Paul McNulty). К примеру, для работы на «Мосфильме» используется реплика инструмента 1802 года выпуска мастера Антона Вальтера. Диапазон этого клавира – от пяти до пяти с половиной октав.

Этот редкий инструмент был предоставлен нам из частных рук с условием, что во время записи его будет обслуживать, настраивать и регулировать специалист из мастерской Пола МакНалти Сергей Храмов», – отметил Алексей Любимов.

Инструменты мастера Антона Вальтера считаются поистине легендарными. Дело в том, что производство концертного фортепиано на рубеже XVIII – XIX веков требовало нескольких сотен часов кропотливой ручной работы. Такой инструмент могли купить только исключительно богатые люди. Даже Моцарт сумел пробрести свой Вальтер только в 1782 году. По словам сына Моцарта, Карла, его отец был настолько влюблен в свой инструмент, что использовал только его на всех концертах, вне зависимости от того, где они проводились.

 Сонаты Бетховена (Urtext)

Сонаты Бетховена (Urtext)

Звукорежиссер проекта Михаил Спасский за работой

Звукорежиссер проекта Михаил Спасский за работой

Запись сонат Бетховена пройдет не только в Москве, но также в Чехии и Польше.

«Решение провести запись в разных странах обусловлено тем, что именно там находятся инструменты, а их транспортировка представляет большую сложность. Мы будем работать с репликами еще трех клавиров времен Бетховена: это модели «Андреас Штайн», «Конрад Граф» и «Фридрих Буххольц», названные по именам мастеров. Для нас имеет принципиальное значение то, что все реплики изготовлены в мастерской Пола МакНалти. Дело в том, что у этого мастера есть свой неповторимый стиль работы, от которого очень зависит звучание инструментов. Мастерская Пола МакНалти выпускает только первоклассные инструменты, которые приобретают профессионалы во всем мире», – объяснил Алексей Любимов.

В числе исполнителей, принимающих участие в записи диска, прославленные музыканты и лауреаты множества международных конкурсов, пианисты Ольга Мартынова, Елизавета Миллер, Александра Коренева, Ольга Пащенко, Юрий Мартынов, Алексей Зуев и Алексей Любимов.

«В первую очередь в свое исполнение сонат Бетховена я хочу вложить современный ему контекст и заодно подчеркнуть, что музыка великого композитора не теряет своей актуальности, в то время как многие его современники, даже весьма талантливые, к сожалению, оказались забыты. Во время исполнения сонат Бетховена у меня возникает очень много аллюзий, ассоциаций с венской музыкой и с историей того периода в целом», – поделилась пианистка и клавесинистка Ольга Мартынова.

Пианистка и клавесинистка Ольга Мартынова за роялем «Антон Вальтер» работы мастера Пола МакНалти

Пианистка и клавесинистка Ольга Мартынова за роялем «Антон Вальтер» работы мастера Пола МакНалти

Она рассказала о том, с чего началось ее увлечение старинными инструментами:

«Во время учебы в консерватории я занялась старинной музыкой и начала играть на клавесине. С тех пор началось мое увлечение историческими инструментами. После окончания консерватории я уехала учиться в Европу и там осваивала различные старинные клавишные инструменты. Когда я вернулась на родину, мы вместе с Алексеем Борисовичем Любимовым и другими коллегами основали в Московской консерватории факультет исторического и современного исполнительского искусства (ФИСИИ)».


Алексей Любимов выражает благодарность за помощь в осуществлении проекта Киноконцерну «Мосфильм», пианистке Вивиане Софроницки (Viviana Sofronitsky), директору Института Фридерика Шопена в Варшаве Станиславу Лещиньскому и Глебу Давыдову.

1
2
3
4
Поделиться новостью: