Звук без границ: Dolby Atmos в простых наушниках

Технологии звука в музыке и кино – пожалуй, самая быстроразвивающаяся сегодня сфера. В многообразии инноваций есть и поистине фундаментальные – мимо которых не пройдут даже те, кто далёк от этой темы. В июне этого года Apple Music подключил для пользователей функцию воспроизведения иммерсивного звука - в формате Dolby Atmos. Технология, использующаяся в кино, стала доступна практически каждому – достаточно иметь обычные наушники. Для тех, кто создаёт музыку, тоже многое изменилось – прежде всего, в сведении материала. В Тонстудии «Мосфильма» работают сразу две студии, оснащенные необходимым оборудованием для сведения музыки в формате Dolby Atmos. Об их уникальных возможностях и нюансах работы с «пространственным звучанием» Mosfilm.ru поговорил со звукорежиссёром Анатолием Рясовым.

 

Mosfilm.ru: Почему в последние месяцы так много говорят о пространственном звучании? В чем причина роста популярности формата Dolby Atmos?

 

- Технологии объемного звука и бинаурального аудио, конечно же, появились отнюдь не в этом году, но причина медийного оживления заключается в том, что в начале лета сервис Apple Music запустил трансляцию фонограмм в пространственном звучании. Это адаптированные для прослушивания в наушниках композиции, смикшированные в формате Dolby Atmos. Если совсем коротко: бинауральное аудио позволяет воспроизведение пространственного сведения в простых наушниках, в которых инструменты действительно могут звучать не просто слева и справа как в традиционном стерео, но спереди, сзади, сверху…

 

Mosfilm.ru: Сегодняшняя реальность такова, что мы слушаем музыку через стриминговые платформы. В чем специфика пространственного звучания фонограмм в этом формате?

 

Главная инновация заключается в том, что если прежде Surround Sound предназначался для многоканальных форматов и для его прослушивания требовались так называемые домашние кинотеатры – колонки, расставленные по углам комнаты, то теперь этот формат адаптирован для обычных наушников. Пространственные фонограммы возвращаются в виде бинаурального аудио и теперь они доступны на портативных устройствах: смартфон легко носить в кармане, в отличие от мониторной системы 5.1. Другой вопрос, что алгоритмы кодирования иммерсивного звука в бинауральный режим еще наверняка будут совершенствоваться, но и этот процесс не стоит на месте.

 

Mosfilm.ru: Почему музыканты обращаются в Тонстудию «Мосфильма», когда ищут возможность сведения в формате Dolby Atmos?

 

Дело в том, что популярность технологий объемного звука в области сведения музыки то возрастала, то падала, а форматом, который может претендовать на статус музыкального стандарта, по-прежнему, остается стерео. Единственная сфера, для которой важность многоканального сведения никогда не терялась, — это звук в кино. Конечно, для тех, кто всю жизнь работал в стерео, этот скачок к объектно-ориентированному звуку может показаться немного форсирующим события. Но для «Мосфильма» появление музыки в формате Dolby Atmos вовсе не является сюрпризом, потому что наряду со стереомиксами здесь уже много лет можно осуществлять многоканальное сведение. Работа с пространственным звучанием занимала меня с самого начала 2000-х, а поскольку я звукорежиссер, сертифицированный компанией Apple, то было бы странно не интересоваться темой адаптации формата Dolby Atmos для домашнего прослушивания. И хотя чаще всего люди будут слушать финальный результат в наушниках, для сведения таких фонограмм требуются студийные условия. А на «Мосфильме» есть две студии, оснащенных необходимым мониторингом и подходящих для сведения музыки в формате Dolby Atmos.


IMG_13382.jpg
Звукорежиссер Анатолий Рясов в студии перезаписи Dolby Atmos

 

Mosfilm.ru: Какие возможности предоставляет Dolby Atmos для сведения музыки? Вообще, как музыка в таком формате, на ваш взгляд, должна звучать? Предстоит выработать какие-то новые «каноны»?

 

В каком-то смысле музыка – более консервативная сфера, чем, например, синтезированные шумы. Неритмичные и нетональные звуки можно панорамировать в пространстве с большей свободой, чем музыкальные инструменты. Если звук солирующей скрипки начнет кружиться вокруг слушателя или перелетать из фронта в тыл, то в большинстве случаев это будет создавать довольно комичный и далеко не всегда уместный эффект. Поэтому с одной стороны я отнюдь не против разговоров о горизонте, открывшемся для экспериментов, но с другой – нужно понимать, что за последние десятилетия в многоканальном сведении уже был пройден определенный путь, и игнорировать его будет ошибкой. Звукорежиссерам и музыкантам, неоднократно работавшим с пространственными технологиями, звук бас-гитары, раздающийся с потолка, едва ли покажется оригинальным и интересным решением. Изредка столь резкое панорамирование может быть оправдано, но магия объемного звука заключается не в том, чтобы пересадить всех исполнителей на непривычные места. Речь идет, прежде всего, об эффекте погружения слушателя в звучание, этого можно добиться более изощренным балансом музыкальных партий, дополнительными обработками и перемещением отдельных звуков. Кроме того, все сильно обусловлено жанром – например, в случае акустической музыки о пространственных решениях имеет смысл задумываться уже на стадии записи, задействовав дополнительные микрофоны. Интересные возможности дает сочетание акустических тембров с электронными, из разных «слоев» можно выстроить весьма сложные, многоуровневые структуры. В то же время в чисто электронной музыке меньше пространственных ограничений, и многие решения могут напомнить работу со спецэффектами в кино. Но, как и в случае сведения в стерео, задачи будут меняться для каждого конкретного музыкального произведения.

 

Mosfilm.ru: Насколько широк круг артистов, интересующихся форматом Dolby Atmos? Кто уже успел свести свои записи в пространственном звучании?

 

С начала июня этого года – когда Apple Music подключил функцию воспроизведения иммерсивного звука – это уже десятки исполнителей. «Мосфильм» активно сотрудничает с несколькими рекорд-лейблами и агрегаторами, например, недавний альбом «Катана» исполнителя Ramil’ был выпущен звукозаписывающей компанией Sony Music. В жанровом отношении по количеству обращений пока лидируют поп-музыка и рэп, но границы постоянно расширяются, мне все чаще присылают для пространственного сведения акустическую музыку, а недавно был альбом группы Velial Squad в стиле хорроркор. Дело в том, что – поскольку формат стерео никто не отменял – многие частотные проблемы на стадии Atmos-сведения нередко оказываются уже преодоленными. В большинстве случаев нет смысла снова заниматься поиском эквалайзера для вокала или фортепиано, и можно сосредоточиться исключительно на творческих решениях, касающихся пространственного звучания. Поэтому для сведения в Atmos часто используются стемы – предварительно сбалансированные группы инструментов, что снижает ценовой барьер и делает эту технологию доступной для самого широкого круга музыкантов.



По вопросам аренды музыкальных студий и студии мастеринга

Директор ПК "Тонстудия" Балтер Татьяна Юрьевна

Тел.: +7 (499) 143-9803

Е-mail: balter@mosfilm.ru
В малой студии перезаписи
В малой студии перезаписи
Поделиться новостью: