Каждый год в ноябре в Первой музыкальной студии «Киноконцерна «Мосфильм» записывают музыку к главному новогоднему представлению страны – Кремлёвской Ёлке. И каждый год это уникальное произведение создается заново: пишется новая пьеса и музыка, создаются декорации, шьются костюмы и ставится спектакль с артистами. В разные годы в создании постановки участвовали многие знаменитые писатели, художники, композиторы, режиссеры, сценаристы. Вот имена лишь некоторых из них: А Пахмутова, Н.Добронравов, Ю.Чичков, М.Пляцковский, Г.Гладков, П.Хомский, Н.Скорик, А.Горбань, В Шаинский, Е.Симонов, И.Нежный, М.Файбушевич, А.Зацепин.
Для композитора Андрея Семёнова, который в этом году работал над музыкой к спектаклю, это далеко не первый опыт. Точное количество Ёлок ему, правда, вспомнить не удалось. Пришлось остановиться на восемнадцати, но неизменно всегда одно – запись проходит на «Мосфильме», так как такую большую и серьезную работу можно сделать только в такой профессиональной студии. В этом году, например, необходимо было свести триста музыкальных дорожек – голоса солистов взрослого и детского хоров, огромный симфонический оркестр с разнообразными инструментами, такими как саксофоны, балалайки, аккордеоны, электрогитары и синтезаторы. Практически у каждого инструмента была своя собственная звуковая дорожка. Процесс записи происходил в течение двух недель, а вчера завершился и процесс сведения под руководством звукорежиссеров Андрея Левина, Анатолия Рясова и композитора Андрея Семёнова.
- Андрей Валерьевич, сколько всего музыкальных номеров будет в спектакле в этом году?
В этом году будет 54 номера, но это не значит, что все 54 - это песни. Номер – это и какие-то акценты, и менее значительная фоновая музыка. Но из этих 54 произведений именно песен, наверное, около 20. Обычно я за полгода получаю сценарий и начинаю с режиссером думать о музыке. Но, в общем, это, конечно, не так просто как кажется. Дело в том, что детская музыка предполагает особый способ написания. С одной стороны нужно, чтобы она была доступная, понятная, ведь ребенок должен мелодию понять и почувствовать сейчас. Не через 50 лет, а прямо в эту минуту. Значит, она должна быть ему чем-то близка. Чем? Современностью ли своей, простотой, или каким-то поворотом? В тоже время, она не должна быть примитивной, банальной, потому что, к сожалению, сейчас в детской музыке очень много примеров очень неприятных, отрицательных. Как-то пытаешься найти эту золотую середину, выполнить задачу режиссера и работать на спектакль. И при этом, чтобы эти песни были для детей как-то понятны.
- Детская аудитория 15 лет назад и сегодня чем-то отличается?
Я считаю, что одна из ошибок нашего времени все время пытаться сделать вид, что дети изменились. Я очень часто слышу такую фразу, что «Ну, дети сейчас другие. Они вот этого не поймут». Я-то считаю, что дети не меняются абсолютно. Ребенок приходит в мир такой, какой он приходил и сто лет назад, и в библейские времена. Это тот же самый ребенок ничего еще не знающий. И от того, что ему будет предложено, от того, какая атмосфера его будет окружать, какую музыку он будет слушать, какие книги читать, с какими людьми общаться, зависит то, каким он станет. Поэтому, мне кажется, что очень часто пытаются под таким разговором оправдать что-то плохое. Мол, мы ребенку попсу включаем, потому что он такой современный. Или мы ему ставим плохой мультик, потому что у детей сейчас клиповое мышление. Я так часто сейчас слышу про это клиповое мышление, и никто толком не знает что это, но зато очень часто употребляют. В каком-то смысле, конечно, все меняется. Да, аудитория окружена другим миром. Понятно, что ребенок вокруг себя видит не те предметы и не те явления, которые можно было увидеть 20 лет назад. Но, по своей душе он такой же. А вообще-то музыка должна апеллировать в первую очередь к внутренним вещам. Поэтому, я так думаю, что тут дело не в том, чтобы насытить музыку современностью. У нас в этом году и рэп есть, и современные ритмы. Нельзя же закрывать уши и не слышать то, что тебя окружает? Но, ставить это задачей, тоже глупо. Все же, надо, по возможности, стараться человека облагородить и достучаться до чего-то хорошего.
Наслаждаться новогодними кремлёвскими представлениями дети, а также их родители, смогут с 25 декабря 2017 года по 9 января 2018 года в Государственном Кремлевском Дворце (ГКД).