История записи музыки на «Мосфильме» насчитывает более пятидесяти лет. Существующие студии были построены еще в 80-е годы, а в 2000-х прошли масштабную модернизацию. Процесс модернизации активно идет и в наши дни, что привлекает известных музыкантов с разных концов света, ведь, при желании, любую запись теперь можно контролировать в режиме реального времени из любой страны мира.
Недавно в мастеринг-студии «Мосфильма» закончил работать известный французский композитор Людовик Бурс, а в Первой музыкальной студии завершилась работа над саундтреком к фильму Константина Хабенского «Собибор».
За долгие годы в музыкальных студиях «Мосфильма» работали такие всемирно известные композиторы и исполнители как Марк Алмонд, Эдуард Артемьев, Анджело Бадаламенти, Монсеррат Кабалье, Хосе Каррерас, Лара Фабиан, Альфред Шнитке, Людовик Бурс, Александра Пахмутова и другие. Здесь проходили записи как для церемонии открытия и закрытия Олимпийских игр Сочи-2014, так и симфонических и джазовых оркестров, популярных мюзиклов, дисков известных групп и поп-исполнителей, фолка, авангарда и альтернативного рока, и, конечно, запись саундтреков к известным фильмам.
Музыкальные студии «Мосфильма» сегодня - это самые передовые технологии, которые позволяют воплотить в жизнь любое музыкальное произведение в соответствии с представлениями автора в самом лучшем качестве. В этом процессе большими помощниками являются легендарные пульты Solid State Logic, обширный парк микрофонов, большое количество приборов обработки звука, а также множество студийных инструментов.
Однако, производственный комплекс «Тонстудия» – это не только запись музыки, как принято считать. Ежедневно в соседних с музыкальными студиями звуковых ателье проходят работы по записи шумов, речевому озвучиванию и перезаписи.
Мало кто из рядовых зрителей задумывается, что абсолютно все звуки, существующие в фильмах, зачастую приходится полностью воссоздавать в студиях шумового и речевого озвучивания. Звук, который пишут во время съемочного процесса, довольно невыразителен и его далеко не всегда можно использовать из-за наличия посторонних шумов. Поэтому, чтобы возродить абсолютно все присутствующие в кадре звуковые явления, от шагов по асфальту и шума ветра до взрывов и аварий автомобилей, привлекают специалистов по записи шумовых эффектов - шумовиков. В их арсенале огромное количество самых необычных предметов, которые у микрофона позволяют с легкостью воспроизвести любой необходимый шум.
Рядом с ателье шумового озвучивания находятся ателье речевого озвучивания, где у микрофона трудятся уже не шумовики, а актеры. Они приезжают в ателье, чтобы переписать свои реплики в хорошем качестве, а иногда даже скорректировать их по смыслу или интонации. Все, как потребует режиссер и звукорежиссер картины. Причина перезаписи речи актеров не отличается от причины шумового переозвучивания: при съемках вне павильона возникает множество посторонних шумов, поэтому проще создать звуковую дорожку с нуля. Но, как признаются многие из актеров, озвучивать самого себя порой труднее, чем дублировать иностранные фильмы.
Наконец, когда работа над музыкой, шумами, речью и визуальным рядом завершена, то именно в студии перезаписи происходит сведение воедино всех элементов фильма. Во время перезаписи режиссёр-постановщик совместно со звукорежиссёром перезаписи находят окончательное творческое решение звукового оформления фильма. Шумы, речь, музыка – все звуковые дорожки должны быть строго синхронизированы с картинкой на экране. Только в процессе перезаписи, когда фонограммы непосредственно сопоставлены между собой и визуальным рядом, возможно окончательно решить, какие из звуков будут нужны, в каких соотношениях, и какие акценты нужно придать каждому из них. Звукорежиссёр отбирает те звуки, которые имеют драматургически-смысловое значение для каждого эпизода фильма. Происходит это в студиях перезаписи, одна из которых - Dolby Atmos Premier обладает трехмерным звуком. Оборудование этой новой студии самое современное, а находиться за «пультом» могут одновременно два звукорежиссёра.
Работа в производственном комплексе «Тонстудия» «Мосфильма» не прекращается ежедневно с раннего утра и до позднего вечера в течение всего года, наполняя даже ее коридоры отголосками процессов создания самых разных проектов. И все ради того, чтобы зрители и слушатели смогли наслаждаться безупречным качеством огромного звукового разнообразия.