Автором саундтрека выступил один из самых востребованных российской киноиндустрией композиторов Алексей Айги.
«Это моя любимая студия!» – признался Mosfilm.ru Алексей Айги. – «Что касается кино, я практически всегда ставлю продюсерам условие, что работать буду только тут. Моё первое знакомство с музыкальными студиями «Мосфильма» состоялось ещё в 1997 году и с тех пор все записи я стараюсь делать именно здесь».
Композитор рассказал, что музыка к «Пилигриму» была написана им уже под смонтированную «картинку». В фильме, режиссёром которого выступил Александр Баршак («12 месяцев», «День выборов 2», «Московские тайны»), смешались разные жанры – драма, детектив, триллер. Так что и музыка за кадром звучит совершенно разная. Чтобы решить поставленную перед ним непростую задачу, композитор задействовал старых друзей и музыкальных единомышленников - оркестр Ad Libitum и собственный Ансамбль «4'33’’.
«Всего мною написано около 25-ти музыкальных фрагментов – по количеству эпизодов, в которых предполагается музыка», - рассказал Алексей Айги. – «Понятно, что в процессе прослушивания материала режиссёром вносились изменения: где-то хотелось больше драматичности, где-то музыка должна была поддержать действие, где-то добавить лиричности. У нас есть и оркестр, и довольно много электроники, фортепиано, хотя у клавишных инструментов не главная роль. Мы смотрим, естественно, насколько хорошо музыка хорошо ложится или, напротив, не ложится на изобразительный ряд. К концу недели надеемся все закончить, дальше сведение».
Запись саундтрека - дело серьёзное
Вообще Алексей Айги – личность настолько разносторонняя и яркая, что не вписывается ни в какие рамки. Композитор, без которого уже невозможно представить новое российское кино - он является автором более 50-ти оригинальных саундтреков. Айги, дебютировав саундтреком к драме «Страна глухих» Валерия Тодоровского, написал затем музыку еще к двум картинам режиссера. В разное время работал с ведущими отечественными кинорежиссёрами – Владимиром Хотиненко, Андреем Прошкиным, Александром Коттом, Юрием Морозом, Александром Миттой и др. При этом почти в каждом своём интервью он то ли шутит, то ли говорит серьёзно: «У меня все удачные вещи были в жизни случайными!»
Свой профессиональный путь Айги начинал как исполнитель. Алексей Геннадьевич – скрипач, выпускник музыкально-педагогического института им. М.М. Ипполитова-Иванова. В 1994 году им был создан ансамбль музыкантов-виртуозов «4'33’’, лидером которого Айги является до сих пор и активно привлекает коллектив к работе над киномузыкой. По его собственному признанию, саундтрек к той же «Стране глухих» не сильно отличался от того, что музыканты «4'33’’делали в то время на концертах в небольших клубах. В дискографии группы, исполняющей произведения самого Алексея Айги и композиторов-минималистов, несколько успешных альбомов. Помимо инструментальных экспериментов, Айги ещё и возвращает слушателям, казалось бы, уже безвозвратно утраченные музыкальные шедевры. Три года назад Алексей буквально на слух «расшифровывал» музыку выдающегося пианиста, композитора и культурпровокатора Сергея Курехина. При участии бывших музыкантов «Поп-механики» был записан трибьют «Spirit Lives»: на CD вошли творения самого Курёхина, на DVD - запись концерта в Московской государственной консерватории.
Кроме того, Алексей Айги является автором музыки к немым фильмам 1920-х годов: «Девушка с коробкой», «Дом на Трубной», «Метрополис» и пр. Вот уж воистину автор, пребывающий в постоянном творческом поиске! По мнению Алексея Айги, ситуацию в российской киномузыке сегодня можно охарактеризовать как кризисную: современные композиторы зачастую работают по устоявшимся голливудским шаблонам. В 1990-е в кино позволялось больше, во многом благодаря отсутствию жёсткого продюсерского диктата – тот же сериал «Каменская» Айги озвучивал при участии своей группы, используя барабаны и электрогитары. «Увы, но в нулевые все эти эксперименты достаточно быстро свернули», - сетует автор, успевший в 98-м «озвучить» мелодраму «Ретро втроём» Петра Тодоровского.
А потому случайно или нет, но российского композитора, называемого на родине «суровым авангардистом», сегодня охотно приглашают работать на Запад, где ценят именно как блестящего мелодиста. В программе Берлинале-2017 участвовало сразу три фильма с музыкой Алексея Айги! Одна из картин - «Я вам не негр» (реж. Рауль Пек) - была даже номинирована на «Оскар» и получила премии британской киноакадемии «Бафта» и французскую национальную премию «Сэзар».
Кстати, о наградах! В копилке Алексея Айги четыре статуэтки «Ника», премии «Золотой орёл», «Золотой овен» и «Белый слон». Хотя композитор признаётся, что по-прежнему любит не только сочинять музыку, но и её играть. Осенью группа «4'33’’планирует запись нового альбома. По уже сложившейся традиции – в музыкальной студии «Мосфильма».
Фото: пресс-служба Киноконцерна «Мосфильм», при использовании изображений ссылка на источник обязательна