Эдуарда Николаевича Артемьева по праву можно назвать классиком отечественной киномузыки – в его фильмографии более двухсот кинокартин. Среди них – «Сталкер», «Солярис», «Зеркало» (реж. Андрей Тарковский), «Сибириада», «Ближний круг», «Одиссей», «Дом дураков», «Глянец», «Щелкунчик и Крысиный король» (реж. Андрей Кончаловский), «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Раба любви», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Пять вечеров», «Несколько дней из жизни И.И. Обломова», «Родня» (реж. Никита Михалков), «Курьер», «Город Зеро» (реж. Карен Шахназаров) и мн. др.
Эдуард Николаевич Артемьев и звукорежиссер Геннадий Папин в Первой музыкальной студии «Мосфильма»
В Первой музыкальной студии «Мосфильма» Эдуард Артемьев работал над одним из своих масштабных академических сочинений – реквиемом под названием «Девять шагов к Преображению».
Впервые музыкальное сочинение Эдуарда Артемьева «Девять шагов к Преображению» было исполнено в Концертном зале имени П. И. Чайковского 13 октября 2018 года. Запись диска с этим произведением проходит по инициативе «Российского Союза Правообладателей». Представители этой организации присутствовали на концерте и впоследствии выразили свою заинтересованность в издании сочинения Эдуарда Артемьева.
В числе коллективов, исполняющих произведение Эдуарда Артемьева «Девять шагов к Преображению», – Московский государственный академический камерный хор, Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова, Детский хор «Весна» имени А. С. Пономарева и Российский государственный симфонический оркестр кинематографии.
Звукорежиссер «Мосфильма» Геннадий Папин за работой
«Сейчас мы записали оркестр, а в сентябре планируем здесь же записать хоровые партии. Необходимо провести запись, как инструментальной, так и вокальной части в одной и той же студии, чтобы совпали акустические параметры звучания.
В записи будет задействовано большое количество исполнителей – более 200 человек из трех хоровых коллективов. Помимо этого, в работе примут участие рок-вокалист, классическая оперная певица и рок-группа. Также определенные фрагменты будут исполнены на большом духовом органе, как того требуют каноны жанра реквием», – отметил Эдуард Артемьев.
Эдуард Николаевич Артемьев за работой
Художественный руководитель и главный дирижер Российского государственного симфонического оркестра кинематографии Сергей Иванович Скрипка отметил, что он очень рад быть в числе первых исполнителей сочинения Эдуарда Артемьева «Девять шагов к Преображению».
«Я без преувеличения могу сказать, что это одно из лучших произведений XXI века. Уверен, что этой музыкой будут наслаждаться многие поколения. Для меня и моего оркестра исполнение этого сочинения Эдуарда Артемьева стало очень значимым событием. Возникает ощущение, что в произведении воплотилась квинтэссенция всей мировой духовной музыки. Эдуард Артемьев синтезировал и преобразил все, что существовало до него в этом направлении. Я считаю, что в этом произведении сошлись воедино многие важные вещи, такие как отношение к Богу, взгляды на вечное искусство, величие Вселенной и предназначение человека», – объяснил Сергей Скрипка.
Эдуард Николаевич Артемьев и Сергей Иванович Скрипка за работой в Первой музыкальной студии «Мосфильма»
Сергей Иванович отметил, что музыка Эдуарда Артемьева самобытна и разнообразна, но в то же время в ней есть узнаваемые черты авторского стиля:
«Записывая произведение Эдуарда Артемьева, я встречаю интонации его киномузыки. Реквиему «Девять шагов к Преображению» присущи характерные для творчества Артемьева гармонические созвучия и фактурные задумки. Эта музыка многопланова, и чтобы ее хорошо записать, нужно ее очень тонко прочувствовать.
«Девять шагов к Преображению» – это академическая музыка, которую не используют в современном кинематографе, это совершенно другой жанр. Такая музыка отвлекала бы все внимание зрителя на себя, а авторы кинокартин стремятся этого избежать. В киномузыке сейчас распространен минимализм, и саундтреки кардинально отличаются от академических произведений по своему характеру», – добавил Сергей Скрипка.
Эдуард Николаевич признался Mosfilm.ru, что на время приостановил работу над киномузыкой.
«В данный момент киномузыка отошла для меня на второй план: мне очень важно завершить многое из того, что я задумал в сфере академической музыки. Я чувствую, что у меня появилось очень много долгов перед самим собой», – признался композитор.
Работу над реквиемом Эдуард Артемьев начал еще в 1960-е годы.
«В то время на меня произвело большое впечатление произведение Игоря Стравинского под названием Requiem Canticles. Композитор использовал оригинальный текст из римско-католической заупокойной мессы и погребальной службы, написанный на латыни около 1000 лет тому назад. Я был заворожен самим звучанием фонем латинского языка, на котором таинственный для меня канонический текст молитв обрел сакральную сущность», – вспоминает Эдуард Артемьев.
По словам Эдуарда Николаевича, работа над реквиемом возобновилась спустя почти 50 лет:
«Ко мне обратились представители Московского государственного академического камерного хора с просьбой написать музыкальное сочинение к 90-летию руководителя этого коллектива Владимира Николаевича Минина. Я ответил, что у меня есть незавершенное произведение: на тот момент были готовы четыре части, а задумано было двенадцать частей, включая три интермедии. Я показал готовые фрагменты Владимиру Николаевичу. Он заинтересовался этой работой, и в результате мы заключили контракт, по которому я обязался закончить реквием к октябрю 2018 года».
Эдуард Николаевич Артемьев изменил классическую концепцию реквиема:
«Согласно канонам, реквием заканчивается молитвой «Agnus Dai» (Даруй им Господи Вечный покой). Я же решил закончить мессу молитвами Sanctus & Benedictus – во Славу Господа Нашего Бога Иисуса Христа».
Эдуард Николаевич Артемьев и Сергей Иванович Скрипка в Первой музыкальной студии «Мосфильма»
На «Мосфильме» Эдуард Артемьев начал работать в 1962 году.
«Первым моим сочинением, записанным на «Мосфильме», стала музыка для постановки Государственного театра киноактера – пантомимы «Мертвые души». Во время работы над этим произведением я познакомился со знаменитым музыкальным редактором «Мосфильма» Раисой Александровной Лукиной.
Кстати, пантомима «Мертвые души» впоследствии сыграла важную роль в моей судьбе: именно во время просмотра этой постановки в театре киноактера я и познакомился с Никитой Сергеевичем Михалковым. Тогда же он и предложил мне написать музыку для его дипломной работы «Спокойный день в конце войны» (1970). Именно с этого и началось наше многолетнее сотрудничество», – признался Эдуард Артемьев.
Эдуард Николаевич рассказал и о своем первом опыте написания музыки для кино. В 1964 году на «Мосфильме» начались съемки кинокартины Самсона Иосифовича Самсонова «Арена». По сюжету фильма, основанному на реальных событиях, цирковой коллектив в 1941 году гастролировал по Прибалтике. Началась Великая Отечественная война, и артисты цирка оказались на оккупированной территории.
«Мне предложили исполнить эпизодическую роль тапера в этом фильме. Нужен был человек, уверенно умевший играть на рояле, чтобы проводить репетиции с цирковыми актерами в период подготовки к съемкам. Я как раз подходил для этого.
Во время работы авторы фильма узнали, что я профессиональный композитор, и устроили мне настоящий экзамен – попросили написать три различных номера цирковой музыки. Подобная задача была для меня в новинку, но я подошел к работе крайне ответственно. Творческая группа высоко оценила мои старания, и в итоге мне предложили написать музыкальное сопровождение к фильму», – вспоминает Эдуард Артемьев.
Композитор считает, что многие важные вещи, такие как, например, знакомство с Андреем Арсеньевичем Тарковским, произошли в его жизни по счастливому стечению обстоятельств:
«Я был знаком с делавшим эскизы для фильма «Солярис» художником Михаилом Ромадиным. Он и порекомендовал меня Андрею Тарковскому в качестве композитора. До этого музыку к фильмам Андрея Арсеньевича писал человек удивительного таланта – Вячеслав Овчинников. Но так сложилось, что он разошелся с режиссером во взглядах, и поэтому Тарковский тогда искал нового композитора».
По словам Эдуарда Артемьева, ему близки по духу совершенно разные музыкальные направления и стили, но все же наиболее интересной для себя он считает академическую электронную музыку:
«Этим направлением я стал увлекаться после окончания Московской консерватории. Это отдельная академическая школа, которая продолжает великие традиции классической музыки и соединяет их с авангардной техникой. Я считаю, что все современные музыкальные открытия проходят именно в этой области».
Подводя итог, Эдуард Николаевич Артемьев отметил, что считает «Мосфильм» своим домом:
«Сейчас Киноконцерн преобразился и внедрил множество инновационных технологий. А по своей внутренней сущности люди здесь остались прежними. Современные «мосфильмовцы» преданы своему делу так же, как и их прославленные предшественники».