С музыкальными студиями «Мосфильма» постоянно сотрудничают не только кинокомпании, но также известные музыканты, мастера исполнительского искусства. В Первой музыкальной студии над масштабным проектом работает пианистка Валентина Лисица – здесь идет запись сборника сонат Бетховена, в который войдут 32 произведения великого композитора.
Выпускница Киевской консерватории (мастер Людмила Цвирко) Валентина Лисица долгое время жила и работала в США и во Франции. Пианистка на постоянной основе сотрудничает с одной из старейших в мире звукозаписывающих компаний Decca (входит в состав Universal).
Запись пианистки Валентины Лисицы в Первой музыкальной студии «Мосфильма»Валентина Лисица выступала с Роттердамским филармоническим оркестром, Симфоническим оркестром штата Сан-Паулу, Новозеландским симфоническим оркестром, Варшавским филармоническим оркестром, Пражским камерным оркестром и многими другими прославленными коллективами. На счету пианистки дуэты с всемирно известными музыкантами – виолончелистом Линном Харреллом, скрипачом Джимми Лином, альтистом Роберто Диасом, скрипачкой Идой Гендель, скрипачкой Хилари Хан и другими. Широкую популярность Валентина Лисица приобрела благодаря своему каналу на YouTube, где самое популярное видео с исполнением «Лунной сонаты» Бетховена набрало более 42 миллионов просмотров.
Новый проект Валентины Лисицы приурочен к 250-летию со Дня рождения Людвига ван Бетховена, которое будет отмечаться в 2020 году. Сначала планируется выпустить композиции на Интернет-платформах, а затем будет издан компакт-диск и виниловая запись. Помимо этого к юбилею композитора готовится концертная программа, одно из выступлений, запланированное на декабрь 2020 года, пройдет в Москве.
Звукорежиссер «Мосфильма» Сергей Круглов, пианистка Валентина Лисица и продюсер Алексей Кузнецов в Первой музыкальной студии«За одну сессию в студии мы записываем две сонаты. Сейчас записано 13 сонат. Это настоящий марафон: предстоит долгий путь. На этот год запланированы еще три сессии, а в следующем году останется записать только поздние сонаты», – отметила Валентина Лисица.
На создание сборника сонат Бетховена Валентину Лисицу вдохновило самое известное произведение композитора – Соната для фортепиано № 14 до-диез минор, которая получила название «Лунной»:
Запись пианистки Валентины Лисицы в Первой музыкальной студии «Мосфильма»«Я сделала запись «Лунной сонаты» и не ожидала, что она станет настолько популярной на YouTube. После этого многие стали просить меня выпустить диск с сочинениями Бетховена. На мой взгляд, его музыка резонирует с человеческой душой. Он писал свои произведения более двух столетий назад, но они актуальны во все времена. Бетховен, так же как и все мы, любил, страдал, в разные периоды то наслаждался жизнью, то пренебрегал ей. Эти эмоции очень яркие и понятные всем, именно поэтому Бетховен – один из самых популярных композиторов в мире».
Валентина Лисица отметила, что запись сонат Бетховена – это ее авторский проект. Сейчас ведутся переговоры о том, какая компания выпустит диск.
Запись пианистки Валентины Лисицы в Первой музыкальной студии «Мосфильма»«Для музыканта исполнение сонат Бетховена – это вершина мастерства, как, например, для актера исполнение роли Гамлета. За более чем два века едва ли наберется сотня исполнителей, которым удалось передать все смысловые оттенки, заложенные в сонатах Бетховена. Если выражаться метафорично, намного больше людей вскарабкались на самые высокие горы мира, чем постигли вершины музыки Бетховена.
Я представительница русской фортепианной школы, и для меня важно сломать сложившийся на Западе стереотип о том, что славяне не умеют исполнять музыку Бетховена, потому что она «тевтонская», «немецкая» по своему характеру. До меня эту музыку записывали советские пианистки Мария Юдина, Мария Гринберг и Татьяна Николаева, я мечтаю продолжить эту традицию», – добавила Валентина Лисица.
Валентина Лисица работала в студиях записи музыки мирового уровня. Пианистка поделилась впечатлениями от работы на «Мосфильме»:
Запись пианистки Валентины Лисицы в Первой музыкальной студии «Мосфильма»«В одной из самых больших студий в мире – Abbey Road Studios в Лондоне – мы с Лондонским симфоническим оркестром записали все пять концертов Рахманинова. Эта студия очень похожа на Первую музыкальную студию на «Мосфильме», но хочу отметить, что здесь мне комфортнее играть, я лучше слышу себя.
Правильно подобрать студию – это один из ключевых этапов в работе над записью музыки. Бывают студии, которые можно назвать «мертвыми», в них произведения не оживают, есть студии, где очень мешают эхо и звуковые отражения. Работать в таких студиях – как играть классический концерт в метро.
На «Мосфильме» сейчас я записываюсь впервые, и хочу подчеркнуть, что в этой студии создается ощущение, будто я смотрю на себя в зеркало, слышу себя со стороны, и при этом можно побыть наедине с собой. Музыкант во время работы отделен от аппаратной, от технических служащих, что очень удобно: во время записи получается быть откровеннее».
Для Валентины Лисицы важно, что в Первой музыкальной студии представлено три концертных рояля, и есть возможность подобрать наиболее подходящий для записи инструмент. Пианистка остановила свой выбор не на самом современном, а на классическом рояле Steinway & Sons 1991 года выпуска.
Пианистка Валентина Лисица на «Мосфильме»«Работа в Первой музыкальной студии над записью сонат Бетховена напоминает мне «классическую эру звукозаписи». Тогда можно было приходить в студию и музицировать, а в современных условиях это не всегда возможно. Сейчас многие продюсеры делают записи для бизнеса, а не для души. Зачастую арендуют самую дешевую студию и торопят музыкантов и персонал, а потом собирают нарезку из того, что получилось в сжатые сроки. Обычно от этого сильно страдает качество.
Нам этот способ работы совершенно не близок. Мы хотим сделать такую запись, которая будет актуальна и через 50 лет, и ее будут слушать наши потомки. Я считаю, что возможности Первой музыкальной студии «Мосфильма» и высокая квалификация специалистов позволяют нам ставить перед собой такие цели», – отметила Валентина Лисица.
По словам пианистки, на этот год она специально для записи сонат Бетховена переехала в Москву.
«Я нашла здесь квартиру с роялем, занимаюсь, репетирую, затем иду записываться, а в перерывах гуляю по Москве, что дает мне вдохновение. Для меня здесь домашняя атмосфера, на запись я каждый раз иду как на праздник. В студии потрясающая акустика, и со мной работают прекрасные специалисты», – подвела итог Валентина Лисица.
Фото и видео предоставлены Валентиной Лисицей.