На Тонстудии Киноконцерна «Мосфильм» прошёл прошёл процесс сведения музыки знаменитого композитора Александра Зацепина к фильму «31 июня». Песни из этого телевизионного фильма-мюзикла, снятого в 1978 году режиссером Леонидом Квинихидзе, остаются любимыми и популярными любимыми уже несколько десятилетий. В настоящее время Александр Сергеевич работает на диском, на котором будет представлены вся музыка из этой картины.
Александр Сергеевич рассказал о том, как проходила работа над фильмом в 70-е годы и почему возникла идея создать такой диск сейчас.
«Идея издать такой диск принадлежит моему менеджеру Малику Аминову, он хочет выпустить всю музыку, которая была за кадром, чтобы ее можно было прослушать отдельно. Мы делаем всю музыку, на диске будут и песни и инструментальные номера. Но так как сохранилась только запись к фильму, где музыка сопровождается шумами, мы все записали заново с живыми инструментами. Идея была сохранить все в том же стиле, подобрать те же тембры, чтобы все было именно в кино. И сейчас мы все это сводим.
Дело в том, что когда мы записывали музыку к фильму «31 июня», я это делал на своей большой студии в Ржевском переулке в Москве. Помню звукооператор сомневался сначала, что музыку к фильму можно записать на моей студии, но его убедил режиссер Леонид Квинихидзе, который снимал фильм. Он у меня был на студии, видел мою технику и знал, что там можно сделать хорошо. Звукооператор спросил, как это возможно - дома писать? Он думал, что у меня там какой-то магнитофончик стоит, а у меня целая аппаратная, студия.
Когда он пришел ко мне посмотреть, я как раз что-то записывал – он это увидел и сразу успокоился. Такого на Мосфильме и близко не было тогда. На всех киностудиях была одна и та же аппаратура, все это было очень уныло, убого и старо, как каменный век.
Мне поэтому и пришлось самому заняться созданием своей студии. Это было, конечно, два года ужасной работы, чтобы найти и подготовить помещение. У моей мамы была большая однокомнатная квартира на проспекте Вернадского, а у нас с женой и дочкой квартира в Перово. Я решил, что их обменяем, и я еще доплачу на кооперативной основе. Помню, как я еженедельный обменный бюллетень покупал, смотрел все объявления на всяких столбах около Обменного бюро. Наконец нашел прекрасную квартиру, дом был построен еще в 1905 году, стены - настоящие кирпичи. А толщина стены, три кирпича - это почти метр. Причем когда мы там нишу выбивали, рабочие обещали за 2 дня сделать, так вместо 2-х дней они дней 10 работали. Потом там делали большой ремонт, чтобы была хорошая акустика, и чтобы соседи не жаловались – набивали рейки 4-х сантиметров толщины, между ними стекловату укладывали и толстой фанерой закрывали, чтобы на низких частотах ничего не гудело. Потолок подвесной специальный сделали и новый пол. У меня ведь даже барабанная установка там была.
Так как у меня была многоканальная студия, мы записывали все раздельно, сначала барабаны, ритм-группа, гитара, рояль, а потом уже исполнители, в том числе и Пугачеву. А остальные наложения, трубы, медные инструменты, струнные, скрипки, их писали в разное время, это не имело значения, главное, чтобы ритм группа все сыграла, на что уже можно было записывать. Мне помогал один очень хороший музыкант, Виталий Клейн, аранжировщик. Он мне всегда говорил: «Александр Сергеевич, я вот сейчас музыкантов хороших приведу, которые сыграют так, как Вам нужно». Ко мне скрипачи ко мне приходили из Большого театра, из ансамбля Юлия Реентовича, звук был хороший, у них инструменты были отличные, от этого все зависит. Ко мне даже хор приходил!
В те годы, когда я делал партитуру, я старался придумать так, чтобы все звучало. А потом музыку записывали практически на один микрофон, и получалось, что где-то там барабаны играют, а их иногда и не слышно. Это как если бы вы сделали хорошую детальную фотографию, а потом ее напечатали бы в газете, и от вашей работы ничего не осталось.
И потом на всех киностудиях писали еще не стерео, а моно звук, нельзя было наложения делать, вокалиста два раза записать. Поэтому когда делали дабл-трек, припев например, чтобы звук получался яркий и красочный – его человек должен был спеть дважды.
Конечно, сейчас вспоминать об этом даже сложно, поэтому и запись к фильму осталась только итоговая, как я уже говорил, с репликами и шумами.
Поэтому и приходится сейчас все делать снова, но теперь времена изменились и все можно отлично делать на Мосфильме».