Скриптонит и Владимир Духов закончили работу над своими альбомами в студии №2 Мосфильма

Самый популярный российский музыкант – рэпер Скриптонит (по итогам отчёта Apple Music за 2020 год) объявил дату выхода нового альбома «Свистки и бумажки». Это очень ожидаемый релиз. 15 новых треков можно будет послушать 30 марта – то есть уже завтра! А пока на Apple Music появился первый сингл — «Жить как я живу». Если вы его уже послушали, и вы хорошо разбираетесь в музыке, то вы, конечно заметили: такого звучания у Скриптонита ещё никогда не было – да и едва ли вы вспомните что-то подобное вообще в репертуаре русского хип-хопа.

А дело всё в том, что звук сведён не на компьютере, как это сегодня делают большинство представителей направления, а на аналоговом оборудовании музыкальной студии «Мосфильма».

Еще дальше пошёл другой исполнитель Pop/Funk/Blues Владимир Духов. Профессиональный пианист, большой ценитель аутентичного звучания – он в аналоге не только сводил звук целого альбома, но и здесь же, в студии №2, записал одну из песен на плёнку. Кстати, это его дебютная пластинка!

Над обоими проектами работал известный звукорежиссёр Константин Матафонов вместе со своей командой – ассистентом Кариной Аветян и менеджером Эдгаром Кеяном. 19 марта полностью завершили работу для Скриптонита, и вот теперь закончили сведение для Владимира Духова. Музыканты поделились, что, не смотря на их уже богатую творческую биографию, этот опыт оказал на них большое впечатление.

Константин Матафонов, звукорежиссёр: - Конечно, самая большая работа у нас была с Володей. Мы ещё во время карантина записали для него 12 песен. Это Fank/Soul – большой живой проект. Я кстати, здесь не впервые. До этого я работал тут в большой студии, мы делали проект для Тимати и его фильма. Во второй студии до этого раза, мы не были, но были наслышаны: мы дружим с известным звукорежиссёром Володей Овчинниковым, который раньше здесь много времени провёл, много рассказывал о студиях, и он в итоге даже помогал нам в первую смену, консультировал.

- И как ваши впечатления от второй студии «Мосфильма»? Всё ли запланированное удалось реализовать?

- Вообще всё удалось. Артистам очень понравилось, они в шоке. И Адиль, и Владимир Духов здесь были в первый раз. Мы долго искали студию, прежде чем пришли на Мосфильм. Володя, например, сначала хотел ехать в Париж вообще. Я его, честно, отговаривал по одной простой причине: музыка довольно сложная, и у артистов в голове сначала рок-н-ролл: давай всё сделаем быстро. А потом, когда начинается редакция и погружение в детали, оказывается, что рок-н-ролл уже закончился, нужно возвращаться, переделывать, а Париж-то уже далеко. И тут ещё случился локдаун – оказалось, что на наше счастье. Это реально одна из немногих студий в России, где есть не только пульт, но и куча вот рабочего железа для обработок. Я могу точно сказать: лучшая студия по аналоговому миксу – это «Мосфильм». Я просто зашёл на сайт, мы посмотрели оборудование. И мы уже не выбирали – «Мосфильм» или где-то ещё. Мы выбирали между первой и второй студией. Под наши задачи выбрали в итоге вторую. Связались с Татьяной Балтер и забронировал сразу.

- А почему молодые музыканты захотели делать альбомы на профессиональной студии с аналоговым оборудованием?

- Я сам удивлён – какие-то квантовые силы! Два крупных проекта в разных стилях в одно и то же время захотели по 15 песен сделать только в аналоге. Особенно примечательно, что такое решение принял Скриптонит. У Володи живая музыка – тут всё понятно, но у Адиля хип-хоп стэмы. То есть в принципе, его задачи легко решаются и дома на компьютере. Кроме того, он знаменит тем, что делает всё сам. Но в один прекрасный день Адиль сообщил, что он устал от этого и попросил помощи. Мы решили попробовать. Адиль рассказывал, что вынашивал этот альбом три года. Мы записали на той же студии, оттрэчили, подобрали шикарный вокальный тракт, который я записал в свой блокнотик, сфотографировал. И тогда ещё даже было не понятно, будем ли мы всё это сводить. Он сказал, что будем. Вариантов по студиям было много, но у Адиля сразу было техзадание – он хотел всё прогнать через пульт SSL. Я так удивился, спрашиваю – почему. И Адиль признался: «Я услышал, как это звучит». Это реально большая разница. И это очень необычно для хип-хопа. Но у него просто, конечно, ещё альбом оказался с олдскульным материалом, то есть все биты – это такая ностальгия по золотой эре хип-хопа, эпохе больших студий. И поэтому мы выбрали студию «Мосфильм». Адиль в итоге свёл звук сам и принёс мне так называемые «стэмы» - то есть уже подготовленный материал. Но работы всё равно хватило. Мы суммировали всё через пульт, мы раскачивали всё через пульт. И над бочкой, и над малым барабаном, и над вокалом – работали здесь. Меняли окрас, компрессию, эквализацию, баланс – это практически микс полноценный был. Но Скриптонит настолько серьёзно подошёл к делу, что ради этого звука решил на неделю отложить сдачу альбома! Это при том, что это очень ожидаемый релиз в хип-хоп сообществе.

А Владимир Духов с музыкой живёт с детства, учился за рубежом – у него очень высокие требования. Он этот альбом вынашивал пять лет. Композиции очень сложные, многогранные. Их не соберёшь на коленке. Поэтому тут другие варианты даже не рассматривались.

Владимир Духов, музыкант: - Костя более с профессиональной точки зрения смотрит, а я – с точки зрения выполнения задачи, по реализации творчества. Я на «Мосфильме» работал несколько сезонов, когда кино ещё снимал как режиссёр, и мне уже тогда здесь понравилось. Вообще, не смотря на антураж – кому-то, может, покажется, что где-то что-то застаренное, где-то что-то, может, очень строгое, бюрократическое (что отчасти правда), но мне очень нравится как раз, что здесь есть такая жёсткая дисциплина. Вот самый простой пример: чтобы взять отвлечься поесть, тебе надо пройтись по этим коридорам. Причём это не минутная дистанция, как на многих студиях. Когда условно следующая комната – это кухня, куда ты поставил свою еду. Это и разминка, с одной стороны, и с другой стороны – лишний раз не будешь бегать, а сосредоточишься на работе. Но если нужна перезагрузка – можно пройтись до кафе или банкомата. И ещё я просто не могу не отметить – здесь у вас офигительная комната. Это первая комната, где уши не устают, можно очень долго работать. Мы большой объём выполняли за это время. Но из-за комнаты, из-за того, что весь процесс был приятен, вот чтобы ты ни делал на пульте – всё равно звучит круто. Как только обращаешься к какому-то прибору, происходит что-то. Это мой взгляд на вещи. Я уверен, что у Кости может быть более строгое, более строптивое даже к этому отношение.

Константин Матафонов, звукорежиссёр: - Я полностью согласен, что здесь преимущество не только в оборудовании, но и самой комнате. В Москве есть ещё две студии, в которых стоит то же железо, но там комнаты совсем не такие, так скажем…

- Почему комната имеет такое большое значение для вас?

Константин Матафонов, звукорежиссёр: - Отвечу чуть-чуть шире, потому что тут играет роль совокупность факторов. Во-первых, здесь, на «Мосфильме», для артистов есть возможность работать инкогнито. Здесь нет проходного двора, как на многих других студиях Москвы.

Есть планы у нас. У меня пока не было больше запросов на полностью аналоговую работу, но я вот после этого опыта теперь сам хотел начать работать здесь, по крайней мере, частично. То есть что-то делать на компьютере, но хотя бы некоторые приборы для некоторых поп-синглов использовать здешние. Потому что на той студии, где мы резидентально сидим, там очень большой траффик людей, это шоубизнес. И спрятаться от людей нереально. А иногда нужно побыть с миксом наедине. Чтобы никто не заходил и не здоровался с тобой постоянно и не рассказывал о своих текущих задачах и проектах. Хочется иметь комнату, в которой можно гарантированно собрать что-то. И поменять еще сам контроль, освежить душу. Для меня этой комнатой стала вторая студия Мосфильма. У нас тоже большая студия, но не такая. Ещё очень удобно из-за гибкого графика. Мы здесь задерживались и до 12 ночи, и один раз даже до двух. Мы теперь решили на будущее, что будем просто выкупать не часы, а смены – это очень удобно. Как в Европе и как в Америке.

- Понятно, что исполнители сложной музыки всегда записывают музыку именно здесь. А, по-вашему, есть ли здесь интерес для рэперов?

- Для больших исполнителей – однозначно, да. Для совсем молодых это была бы услуга развлекательно-познавательного характера: сведение звука в аналоге. Вообще, в треп-хип-хопе в принципе всё делается неплохо дома, но только на русский рынок. На американский – уже нет: нужен если не аналог, то хотя бы хорошая, крутая комната. На этом мы и выезжаем в нашем стиле: у нас очень такая хорошая студия есть, но там нет аналогового сведения. А аналог - это то, чего нет сейчас ни у кого: то, что будет качественно отличать звучание исполнителя ото всех остальных. Можно всего этого добиться и в цифре, но здесь, называется workflow другой – рабочее пространство, инструментарий, если по-русски.

- Я знаю, что молодые порой боятся пульта: выглядит всё очень сложно, и кажется, что с этим никогда не разобраться…

- Ну, мне тоже было тяжело поначалу. Это другая вселенная. Но мы быстро выработали для себя методы работы, могу ими поделиться. Они пригодятся тем, кто работает на пульте впервые. Во-первых, если клиент (артист) хочет работать полностью в аналоге, конечно, нужно бронировать не часы, а смены. Так выгоднее. Во-вторых, нужно учесть некоторые особенности работы: нужно оставлять песню здесь, пока ты её не доделал. Мы немного упустили этот момент и больше часа потратили на восстановление предыдущих настроек. Но мы с Кариной, которая работает у нас recall-инженером, в итоге победили, конечно. В третьих, желательно, чтобы микс постоял дня три, пока все музыканты дадут ответ, пока ты сам послушаешь его дома, в машине, в баре – где кто слушает музыку. И затем возвращаться сюда и уже доруливаешь. И эти три дня нужно, чтобы всё стояло, чтобы никто ничего не трогал. Иначе нужно готовиться к длительным реколам. И это меня поначалу очень выбило из колеи. Потому что в гибридной студии мы успевали сделать ещё пару песен точно. И пока я с этим ужился, прошло время. У меня был опыт работы в аналоге большой, но здесь, по техзаданию артиста, всё оказалось ещё глобальнее. Мы вообще не могли возвращаться в цифровой мир.

- Звучит угрожающе, на самом деле…

Владимир Духов, музыкант: - Да, наверное, но мы, на самом деле, больше просто испугались. У вас гениальные техники здесь работают, офигенные ребята: два Сергея, Саша, Андрей… - Первый раз я вижу такое, что техники – такие солдаты: они всегда приходят на помощь, всегда тебя выручат, всегда здесь. Суперпрофессиональные, у них образцовая субординация, полное взаимопонимание. Нет, знаете, каких-то навязчивых идей, с чем мы сталкивались на других студиях. Никто тут не будет лекцию тебе читать про какую-нибудь магнитную ленту на час. Они просто берут и быстро всё делают. Браво!

Константин Матафонов, звукорежиссёр: - И микрофоны в холодильники не убирают!

- Что? Серьёзно? Вы где-то и с таким сталкивались?

Константин Матафонов, звукорежиссёр: - Да, у нас в другой студии были случаи, когда микрофоны ловили радиоэфиры, и техники ставили эксперименты: во время студийных часов, которые мы оплачивали, использовали холодильники как экранированную камеру.

- Это похоже на анекдот. А в плане творчества, вам на пульте было легче или сложнее работать, чем на компьютере?

Владимир Духов, музыкант: - А здесь есть такой парадокс: работать в некотором смысле было сложнее, но потому легче. Что я хочу сказать. Кроме технических совершенств, здесь идеальные условия для творчества. Эта студия дала, кстати, такую редкую возможность музыкантам переосмыслить методы и подходы к работе. Тут действительно где-то может быт жалко, что ты берёшь и работаешь над какими-то техническими вещами - почему бы не делать это в записи. Грубо говоря, получается как в старые времена – ты приходишь в студию и уходишь уже с готовым материалом. Что очень круто, очень мотивирует и даёт такой пинок под зад, чтобы взять и уже на следующий день или оттачивать это произведение или уже писать новое. Для композиторов это очень важно: ты просто взял, сделал, услышал это готовым, и должен принять волевое решение – дорабатывать или приступать к следующему.

Константин Матафонов, звукорежиссёр: - Да, вторая студия «Мосфильма» чем ещё хороша – И Владимира, и Адиля это студийное время очень их собрало в плане доделок. Я не знаю, как ты, Володь, но Адиль сказал, что делал бы это три года сам. Потому что когда у тебя стоят студийные смены, срок, и артист слышит всё это на большом звуке – это очень мобилизует артиста – уложиться в сроки. Мы тут такие финты с Адилем делали: при нас из какого-то семпл-тома делал быстрый бит, получалось очень круто. Видно, что это держит в тонусе артиста. И это всё на руку. Очень быстрая работа и очень долгая работа, как ни парадоксально, по качеству зачастую не отличается. Просто если не сделал работу быстро, начинается прокрастинация у творцов.

Кстати, мы и с Владимиром, и с Адилем попробовали запись. Артистов ещё вдохновляет студийная работа такая глобальная. Аналог – это глобальность. Мы брали смену. По техзаданию Владимира, мы, кстати, делали всё на ленту. У вас потрясающие техники – отладили возможность управления с пульт – цифровой рабочей станции и магнитофоном аналоговым 24-канальным. Это вообще нонсенс в наше время. То есть мы, просто нажимая на пульте кнопочку, записывал одновременно госпел-хор, а у Владимира – хаммонд-орган и барабан. Рассадили во второй студии всех по комнатам и в этот же альбом мы записали один трек у вас одним днём – как вишенку на торт.

Владимир Духов, музыкант: - А знаете, как круто было: приходим все сюда послушать, спускается барабанщик сверху, идёт армия женщин и мужчин – хор, мы все садимся и мы слушаем не компьютер, а мы ленту слушаем. И потом с ленты выбираем дубли! Это тоже такой момент, который ты как артист должен дослушать от начала до конца, чтобы принять решение, но ты когда слышишь эту родную фактуру – это вот мы сделали только что, и это вот взял и физический носитель записал – это так круто. Это как фотографии на плёнку: когда ты должен перед проявкой вымерять всё, принять какое-то решение, сделать, реализовать всё. Эта студия учит быть честным с собой. Ты знаешь, что ты будешь делать в студии в конкретный день. Выписываешь до таймкода, какой моментик нужно переделать.

- Владимир, это замечательно просто! А когда мы сможем услышать Ваш альбом?

Владимир Духов, музыкант: - Прежде чем альбом услышит публика, нам нужно через мастеринг пройти в начале. Мы выбрали такую стратегию: будем поштучно выкладывать мини-альбом. Хотим начинать распространять с августа. Это не тот случай, когда нас душат какие-то сроки. Здесь действительно музыка от души – произведения, которые годами переаранжировывались, годами переосмыслялись и так далее. И вот раз такая возможность появилась, хочется уже сделать, чтобы всё грамотно было.

 

 

Скриптонит и Владимир Духов закончили работу над своими альбомами в студии №2 Мосфильма
Скриптонит и Владимир Духов закончили работу над своими альбомами в студии №2 Мосфильма
Скриптонит и Владимир Духов закончили работу над своими альбомами в студии №2 Мосфильма
Скриптонит и Владимир Духов закончили работу над своими альбомами в студии №2 Мосфильма
Скриптонит и Владимир Духов закончили работу над своими альбомами в студии №2 Мосфильма
Скриптонит и Владимир Духов закончили работу над своими альбомами в студии №2 Мосфильма
Поделиться новостью: