Алексей Рыбников - народный артист России, художественный руководитель Театра А. Рыбникова, автор рок-опер «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» и «Юноны и Авось» и многочисленных музыкальных фильмов, среди которых – «Буратино» и «Красная шапочка», накануне своего 75-летнего юбилея дал интервью редакции новостей «Мосфильма» о своих творческих планах
– Алексей Львович, мы с Вами встречались зимой, в январе месяце. Вы готовились выпустить оперу по роману Льва Толстого «Война и мир». Расскажите, пожалуйста, как прошла премьера?
– Премьера состоялась 18 и 19 мая в театре «Et Сetera». Мы сыграли два спектакля и, в общем, очень довольны результатами, хотя было заполнено 50% зала, а это всего лишь 250 мест. Так что это был такой элитный показ. Многих мы не приглашали, но для нас было важно завершить процесс подготовки и показать, что произведение готово. Сейчас уже начинает развиваться его дальнейшая судьба, хотя мы от себя не зависим. Уже есть приглашения и за рубеж, и здесь, в Москве. Мы договариваемся отыграть. Без своей площадки это очень сложно, но мы планируем всё это продолжать и развивать и надеемся, что вакцинация приведет к тому, что публика снова придет в залы в достаточном количестве и что мы сможем это делать на более широкой основе.
– Алексей Львович, получили ли Вы творческое удовлетворение от этой работы? Вы счастливы?
– Я получил огромное творческое удовлетворение! Нам удалось с нашей труппой всё это сделать. Но, скажу честно, у нас в основном певцы, и мы берем их к себе на работу, прежде всего, как актеров музыкального театра, которые умеют петь. А здесь нужно было не только петь, но и играть, причем серьезные драматические роли – и Андрея Болконского, и Наташу, и Пьера, – то есть произносить текст Льва Николаевича Толстого – другого текста там нет. Конечно, было опасение, что они, как актеры, могут не дотянуться до этих вершин. Однако они, в общем, превзошли мои ожидания и актерски с этим замечательно справились. И вообще, мне кажется, у нас Толстой немножко приблизился не то чтобы к широкой аудитории, но он перестал быть чем-то сложным, огромным, как в школьной программе. У нас получилось очень живое, теплое произведение, где просто следишь за судьбами героев, сопереживаешь им. В общем, это история о любви, поэтому произведение называется «Князь Андрей». Такой подход был очень неожиданным для многих. Но всё же проходит, в том числе и войны, а любовь вечная, она остается.
– А над чем же Вы работаете сейчас?
– Нас пригласили в Санкт-Петербург выступить с музыкальным спектаклем «Юнона и Авось» на Дворцовой площади в День военно-морского флота. Хотя это будет не совсем спектакль, а, скорее, концертное исполнение. Должно получиться грандиозное зрелище: собирают оркестр Министерства Обороны, хор, несколько коллективов из Петербурга. Александр Маршал будет петь партию графа Рязанова, Валерия Ланская - Кончиты. Идея очень масштабная, посмотрим, что из этого получится.
– Идея-то хороша!
– Сейчас на «Мосфильме» мы закончили запись фонограммы для этого проекта и готовим весь музыкальный материал. Потом будут монтаж, репетиции и 25 июля – трансляция по каналу Россия-1.
– Ого, какие сроки у Вас сжатые!
– Так что вот этим мы сейчас и занимаемся.
– Алексей Львович, строятся уже какие-то планы на 2022 год?
– Конечно, на 2022 год уже заключено очень много контрактов – только сейчас никто не знает, что будет! А в этом году, начиная с октября – и по декабрь, уже запланированы спектакли. Мы государственное учреждение и должны планы выполнять. Так что вот!
– Алексей Львович, спасибо Вам большое за интервью! И, пользуясь случаем, «Мосфильм» поздравляет Вас с юбилеем, желает здоровья, крепких сил и душевного тепла. Продолжайте радовать нас своим творчеством!