Мастеринг на «Мосфильме»: любые форматы и жанры

Тонстудия «Мосфильма» давно стала местом притяжения не только для композиторов, создающих музыку для кино, но и музыкантов, работающих в самых разных жанрах и направлениях. Сегодняшние возможности студии позволяют решать самые амбициозные творческие задачи, а пакет услуг включает в себя полный цикл производства фонограммы, в том числе мастеринг. Об этом направлении работы мы поговорили со звукорежиссёрами «Мосфильма» Анатолием Рясовым и Андреем Левиным.

 

Mosfilm.ru: Давайте начнем с простого, но важного для понимания читателями темы нашей беседы вопроса: что такое мастеринг?

 

Андрей Левин, звукорежиссёр: Мастеринг – это финальная стадия в производстве фонограммы. Производство любой фонограммы состоит из четырех этапов: запись, монтаж, сведение и мастеринг. Если все эти этапы проведены профессионально – на выходе мы получаем качественную фонограмму. Если какие-то этапы пропускаются, соответственно, качество фонограммы будет плохим. Иногда бывает, что монтаж не требуется, однако все остальные этапы отменить просто невозможно! После записи, на монтаже мы выбираем лучшие дубли и «склеиваем» их, на сведении занимаемся звуком – баланс между инструментами, реверберация, какие-то дополнительные обработки. Далее мастеринг, куда приходит уж сведенная фонограмма для финального её улучшения.

 

Mosfilm.ru: В чем основная цель этой работы?

 

Андрей Левин: Во-первых, мастеринг производится в специализированной студии, где присутствует объективный контроль – можно услышать вещи, которые, допустим, звукорежиссер не заметил на сведении. Во-вторых, инженер мастеринга – это, что называется, свежий человек. Звукорежиссер записывает музыку, монтирует, сводит и довольно часто теряет объективность. Инженер мастеринга начинает работу с «чистого листа»: он может сделать фонограмму громче или тише, добавить басов, или напротив, сделать музыку «плотнее» или «светлее». Отмечу, что я как звукорежиссер всегда нахожусь в плотном контакте с инженером мастеринга – мы обсуждаем, вносим совместные правки.


 IMG_1295.JPG
Андрей Левин в студии мастеринга


Mosfilm.ru: Как давно существует на «Мосфильме» студия мастеринга? Основные вехи её становления.

 

Анатолий Рясов, звукорежиссёр: Поскольку я застал все этапы, то рассказать будет несложно. Студия была построена в 2002 году, когда у музыкантов наконец появилась возможность осуществлять финальный этап обработки своих фонограмм, не покидая Тонстудии «Мосфильма». Дело в том, что на сведении звукорежиссер работает с балансом разных музыкальных инструментов, подбирает обработки для каждого из них, а на стадии мастеринга часто появляется необходимость динамического и тембрального преобразования всей фонограммы или всего альбома.

Изначальной нашей целью была возможность осуществления финальной обработки фонограмм с любых носителей, и если сейчас миксы существуют в основном в виде файлов, то в начале 2000-х выбор был более разнообразным: четвертьдюймовые и полдюймовые аналоговые ленты, 35-миллиметровая пленка, DAT-кассеты, Hi-8, приносили даже компакт-кассеты – причем из архивов известных исполнителей. Собственно, возможность мастеринга для большинства этих форматов сохранилась и сегодня, но теперь чаще всего это касается реставрационных проектов.

 В дальнейшем оборудование мастеринг-студии постоянно расширялось, но серьезная модернизация или даже реконструкция состоялась в 2015 году. У нас появились знаменитые звуковые мониторы Lipinski Sound и консоль Crookwood M10 – маршрутизатор, позволяющий в течение нескольких секунд конфигурировать любую последовательность аналоговых и цифровых приборов. Это дает возможность быстрого сравнения разных вариантов цепочки обработок и выбирать тот, что оказывается наиболее подходящим для конкретной фонограммы.


1.jpg
Анатолий Рясов в студии мастеринга  


Mosfilm.ru: В 2018-2019 году в Тонстудии проводилась масштабная техническая модернизация. Как она "отразилась" на оборудовании студии мастеринга? Одной из целей модернизации было подключение студий и аппаратных к единой системе хранения данных Avid Nexis. Условно говоря - из любой комнаты можно было получить доступ к проекту и начать с ним работу. Студию мастеринга тоже подключили?  

 

Анатолий Рясов: Конечно, подключили, если бы какая-то студия осталась лишена доступа к Nexis, то это девальвировало бы ценность модернизации. Теперь в мастеринг-студии можно продолжить работу над любым звуковым проектом Тонстудии. В остальном же обновление коснулось прежде всего компьютеров и программного обеспечения, потому что несмотря на то, что фундаментальную роль в процессе мастеринга, по-прежнему, играют аналоговые приборы, редкие проекты обходятся без использования плагинов.

 

Mosfilm.ru: Оборудование студии - самое основное. Что выгодно отличает нашу студию от других предложений на рынке? Существуют ли эксклюзивные возможности? 

 

Анатолий Рясов: Уже упомянутое мгновенное изменение последовательности приборов – это как раз одна из существенных особенностей нашей студии. Порой на звучании кардинальным образом сказывается не только смена компрессора или эквалайзера, но выбор цифро-аналогового или аналого-цифрового конвертера. Благодаря этому разнообразию оборудования на «Мосфильм» можно приходить за любыми форматами, мы занимаемся мастерингом для цифровых носителей и сетевой дистрибуции, Apple Digital Masters, винил. Кстати, в последние годы наблюдается настоящий ренессанс винила, фактически – каждый месяц я занимаюсь мастерингом для последующего тиража на пластинках. При этом мы не спешим убирать на склад и магнитофон Studer, потому что помимо возможности аналогового мастеринга прямо с ленты, его можно использовать и как дополнительную «обработку» цифровых фонограмм: лента делает звук более мягким и насыщенным в тембральном отношении. Кроме того, в силу разнообразия записываемых на «Мосфильме» проектов и своего рода «всеядности», мастеринг-студия не привязана к конкретным жанрам – сегодня это может быть симфоническая форма, а завтра – рок, рэп, электронная музыка.

 

Андрей Левин: Добавлю, что здесь можно проводить не только мастеринг стерео-фонограмм, но и мастеринг в формате 5.1. Такие возможности есть не везде. Кроме того, студия оборудована очень дорогими аналоговыми приборами. Испортить фонограмму на последнем этапе было бы просто глупо, поэтому здесь только самое лучшее и самое качественное оборудование. Потрясающий эквалайзер GML 9500 – очень люблю его звучание, компрессор Manley, разные «оцифровщики» - аналого-цифровые преобразователи EMM-labs DAC8, Genex GXD8, Lavry Engineering и другие. Все это оборудование позволяет провести этап мастеринга на самом высоком профессиональном уровне.

 

Mosfilm.ru: А как часто клиенты Тонстудии, помимо записи и сведения, заказывают мастеринг?

 

Андрей Левин: Очень часто. «Мосфильм» действительно может предложить полный пакет услуг по производству фонограммы: от того, что человек пришел на студию с нотами, а ушел с компакт-диском или с файлом для загрузки на стриминговый сервис. Плюс, как правило, есть заказчики, обращающиеся конкретно за мастерингом. Не скрою, иногда материал бывает очень сложным: ужасная запись, плохое сведение. Иногда приходиться буквально спасать запись!

 

Mosfilm.ru: А что сложнее – провести мастеринг записи симфонического произведения или рок- альбома?

 

Андрей Левин: Инженер мастеринга должен, как и звукорежиссер, понимать эстетику разных музыкальных жанров. Должен знать, что необходимо для оркестра, а что для инструментов рок-группы. Для симфонического оркестра, как правило, не используется сильная компрессия, в рок-музыке она приветствуется. Например, мастеринг симфонического произведения предполагает минимальное вмешательство в фонограмму, в киномузыке можно смелее использовать компрессию и эквализацию. С джазом – по-другому. Конечно, инженер мастеринга должен обладать музыкальной культурой в самом широком смысле.

 

Mosfilm.ru: Громкие проекты и имена. Небольшой список известных клиентов?

 

Андрей Левин: Ох, список как раз небольшим не будет! Я как звукорежиссер работал с Геннадием Гладковым, Юрием Потеенко, Андреем Семеновым, Алексеем Айги – список фамилий, который проходит у нас по 1-й студии, все, как правило, приходят к нам на полный цикл вместе с мастерингом. Очень много имён, даже не знаю с какого начать…

 

Анатолий Рясов: Да, сложнее будет не забыть кого-нибудь, поэтому должен заранее извиниться за некоторую случайность этого списка и лучше ограничусь относительно недавними проектами: Эдуард Артемьев, Владимир Мартынов, Алексей Козлов, Людовик Бурс, Анна Бутурлина, Дмитрий Илугдин, Петр Налич, Шура Кузнецова. Не так давно была завершена работа над выходящими на виниле альбомами Леонида Федорова и «АукцЫона», записанными совместно с известнейшими музыкантами – Марком Рибо и Джоном Медески. Помимо отечественных исполнителей мы постоянно сотрудничаем с музыкантами со всего мира – фонограммы присылают из США, Германии, Израиля, Китая, Австралии. Из шести континентов мы пока не освоили только Южную Америку и Антарктиду, но если в Бразилии у меня есть знакомые коллеги, то Антарктида, надеюсь, еще какое-то время проживет без мастеринга.

 



Аренда музыкальных студий и студии мастеринга

 

Директор ПК "Тонстудия"

Балтер Татьяна Юрьевна

Тел.: +7 (499) 143-9803

e-mail: balter@mosfilm.ru

1
2
3
4
Поделиться новостью: