В 1-й музыкальной студии «Мосфильма» записали саундтрек к фильму «Чемпион мира». Картина посвящена легендарному шахматному поединку между Анатолием Карповым и Виктором Корчным. Композитором ленты выступил Артём Васильев («Weekend», «Конец прекрасной эпохи», «На Париж»). Как выяснил Mosfilm.ru - саундрек к картине обещает быть не менее насыщенным, чем действие на экране.
Mosfilm.ru : - Артём, кто играет в шахматы, знают насколько захватывающей может быть эта игра. Но со стороны, это не самый зрелищный вид спорта. Перед вами как композитором стояла задача это исправить?
Артём Васильев: - Музыкальная задача здесь достаточно интересная. Прежде всего, с точки зрения эпохи – конец 70-х начало 80-х годов. Мы, с одной стороны, сталкивались с задачами поиска современного музыкального языка, с другой, воссоздавали звучание той эпохи. Это интересно, поверьте.
- Что вы подразумеваете под словосочетанием «воссоздание эпохи»?
- В картине будут звучать наиболее популярные песни тех лет. Некоторые из них, мы с оркестром кинематографии - под руководством Сергея Скрипки - фактически записали заново. Например, песня Александры Пахмутовой «Темп» - мы используем современное звучание оркестра, но при этом вокал Софии Ротару. Вот такая интересная технологическая возможность наших дней. Также в фильме прозвучит композиция Пахмутовой «Моя мелодия» в исполнении Муслима Магомаева.
Композитор Артем Васильев
- Выбор этих песен – ваше личное решение как композитора?
- Решение авторов фильма. Помимо песен, в картине очень много разных музыкальных номеров. Мы насчитали порядка шестидесяти музыкальных фрагментов – авторской музыки и музыки, взятой из разных источников. Фильм музыкально очень насыщен. Отчасти связано с тем, что эмоциональное состояние, напряжение героев необходимо передавать средствами музыки. Всё-таки шахматы – это действительно не такой уж зрелищный спорт. Перед авторами картины стояла серьёзная задача - сохранить эмоциональное напряжение, «тонус» ленты. Музыка в этом смысле играет особую роль.
- Музыкальные решения: оркестр, классические инструменты?
- У нас так называемый «гибридный» подход. Сейчас вы слышите часть, которую исполняет оркестр. Но на девяносто процентов звучание будет электронным – сэмплы, пространственные эффекты, звуковой дизайн. Хотя, что касается эмоциональной составляющей, душевных переживаний – это передается средствами оркестра и акустических инструментов. Но они, как и в большинстве современных партитур для кино, переплетаются в звучании с электронной музыкой. Насыщенной и богатой палитрой.
- Такой «двойной» саундрек: с одной стороны, советская песенная классика, с другой, - оригинальная музыка, электроника, шумы…
- Да. В картине будет не только моя музыка, но и многих других авторов. Есть музыка, написанная современными композиторами. Очень разнообразная получается тематика – разные эмоциональные линии подчеркнуты разными мелодиями.
- А насколько сейчас композитор зависим от воли продюсера? Остается ли пространство для творчества? Многие же работают на основе определенных «референсов»: чтобы было «похоже» на что-нибудь уже известное и популярное…
- Мне с режиссером было и легко, и сложно одновременно. В основном, все творческие решения были за Алексеем Сидоровым – продюсеры, как мне кажется, ему доверяют и дают ему практически полную свободу в выборе музыкальной составляющей. В каком-то смысле, это даже авторское кино. С Алексеем мне повезло: у него огромный слуховой «багаж». Он интересуется музыкой - мы многое с ним слушали, обсуждали. Какие-то составляющие музыкальные, которые ему были важны, мы обговаривали. Признаюсь, прежде чем, приступить к работе, я написал порядка сорока минут некой сюиты – там оркестр, синтезаторы. И из нее мы с Алексеем выбирали фрагменты. С одной стороны, конечно, музыкальные «референсы» были, однако режиссер намеренно до последнего момента не показывал их мне, просил делать свою музыку, искать собственное решение. И только в опорных точках, где нужна была структура, мы опирались на «референсы».
Запись в 1-й Музыкальной студии: звукорежиссер Г. Папин, композитор А. Васильев
- Как вы работаете - уже с «картинкой»? Вы должны увидеть готовый кадр, чтобы написать мелодию?
- Я стараюсь войти в проект на самой ранней стадии, когда есть только сценарий. Или когда проговариваются лишь первые сцены, первые эпизоды. Очень часто к финальному драфту сценария складываются и музыкальные темы. Разумеется, потом, когда ты видишь реальную игру актеров, чувствуешь темп и ритм кадра - делаются правки. А основные темы создаются, как правило, еще на этапе сценария. Бывает и так, что в конечном итоге кино вообще может поменять свою жанровую составляющую – могут появиться новые аспекты, поэтому я стараюсь быть в проекте как можно дольше, чтобы чувствовать эту динамику.
- Как правило, в саундтреке бывает одна доминирующая музыкальная тема, которая исполняется на разные лады. Здесь, я так понимаю, по-другому?
- У нас было несколько условных названий, тематических «комплексов» музыки, из которых родилась общая концепция. И сейчас мы записываем фрагменты некими «блоками», где есть общая тематическая нить. Появляясь в разных местах фильма, они, тем не менее, растут из одного «корня». То есть у нас это не одна тема, а три-четыре тематических «блока» в разных сюжетных линиях.
- Лично для вас шахматы с каким музыкальным инструментом ассоциируются?
- Вы знаете, игра в шахматы чем-то похожа на работу композитора. Это интеллектуальная и закрытая от посторонних глаз работа. Найти звучание этого внутреннего мира – думаю, что это очень спокойная, с широким «дыханием» музыка. Эта музыка должна «иллюстрировать» внутреннюю работу героя, его сознание, занятое интеллектуальным трудом. Скорее, это группа инструментов. Один из вариантов – оркестровое звучание мягких струнных инструментов. Но есть и «острое» звучание – оно связано с чувством борьбы, состязания. Эти вещи также реализовались в звучании струнной группы. Материал, лежащий на поверхности – тиканье шахматных часов. В кадре оно перекликается с каким-то «тиканьем» инструмента в оркестре, «тиканьем» синтетических инструментов. Всё это создаёт определенную музыкальную игру.
Дирижер Сергей Скрипка
- Объем работы большой. Всё успеваете?
- Вчера мы записали крупные номера, где был задействован весь оркестр. Поскольку у нас, как я уже говорил, «гибридный» подход к записи, нам важно, чтобы каждый инструмент присутствовал в виде определенных «слоёв»: слой струнных, слой духовых, слой ударных и т.д. В дальнейшем звук живых инструментов будет сведён со звучанием инструментов электронных. Всего у нас четыре смены, затем уходим на сведение. Процесс будет непростым – сотни звуковых дорожек, сотни каналов. Но все возможности для этой работы на «Мосфильме» есть.
- Вы частый гость на «Мосфильме» - как вам здесь работается? Как атмосфера, возможности Тонстудии?
- Мой первый опыт работы здесь и первый же опыт сотрудничества с оркестром кинематографии– 2012 год, картина Станислава Говорухина «Weekend». Эдуард Николаевич Артемьев познакомил меня с Сергеем Ивановичем Скрипкой, а тот в свою очередь рекомендовал меня как молодого автора Станиславу Сергеевичу. До этого момента я учился и работал в Великобритании, так что эта работа стала моим первым опытом работы в России и на «Мосфильме». Потом был «Конец прекрасной эпохи» и еще несколько интересных проектов. Скажу, что «Мосфильм» в некотором смысле «намоленное» место, здесь незримо ощущается присутствие великих композиторов. Здесь работали и работают все наши мэтры – это дает определенный настрой, дает определенное ощущение причастности к истории. Здесь создавались знаковые вещи – и для кино, и для академической музыки. Быть к этому причастным, работать с командой профессионалов – звукорежиссером Геннадием Папиным, дирижером Сергеем Скрипкой – колоссальное удовольствие и большая честь. Благодарен продюсерам «ТриТэ» за доверие и бюджет, который позволяет нам работать в единственной в стране студии такого высокого класса.
«ЧЕМПИОН МИРА»
Россия, 2021
Жанр: драма
Производство: Студия «ТРИТЭ» Никиты Михалкова, телеканал «Россия 1», кинокомпания «Централ Партнершип», при поддержке Фонда кино
Режиссер: Алексей Сидоров
Сценарий: Алексей Сидоров
Оператор: Михаил Милашин
Художник-постановщик: Сергей Агин
Художник по костюмам: Ульяна Полянская
В ролях: Константин Хабенский, Иван Янковский, Владимир Вдовиченков, Виктор Добронравов, Виктор Сухоруков, Диана Пожарская, Антон Богданов, Михаил Тройник и др.
Дистрибьютор: «Централ Партнершип»
Картина выйдет в прокат: 30 декабря 2021 г.
По вопросам аренды музыкальных студий и студии мастеринга
Директор ПК "Тонстудия" Балтер Татьяна Юрьевна
Тел.: +7 (499) 143-9803
Е-mail: balter@mosfilm.ru