В Тонстудии «Мосфильма» идёт запись музыки к фильму Павла Мирзоева «Блондинка» - по одноименной пьесе Александра Володина. Автором оригинальной музыки к картине выступил известный певец, музыкант, композитор, участник «Евровидения» Пётр Налич. Сессии звукозаписи проводятся сразу в двух музыкальных студиях. Подробности – в интервью для Mosfilm.ru
- Режиссер Павел Мирзоев попросил меня написать музыку – это уже второй наш опыт совместной работы. Темы и аранжировки мы утвердили достаточно быстро, - рассказал Mosfilm.ru Петр Налич. - Накануне в Первой студии «Мосфильма» мы писали первую часть – струнные, духовые, перкуссии (литавры, «колокола») и пр. Во Второй студии пишем барабаны – при участии замечательного джазового барабанщика Павла Тимофеева. Впереди сведение, монтаж и, надеюсь, где-то к концу января мы сведенные треки сдадим режиссеру. Может быть, успеем и мастеринг провести.
- Представьте музыкальный коллектив, участвующий в записи.
- Это сборный коллектив музыкантов. Духовики в основном те, с которыми я уже записывался – талантливые и очень профессиональные люди. И что важно - привычные к записи! Бывают очень хорошие музыканты – прекрасно играют на репетициях и концертах, но в студии испытывают трудности, могут «зажиматься». В студийной работе много нюансов – отдельный сигнал в наушниках, фонограмма… Ко всему этому нужно привыкнуть, приработаться. Струнная секция была собрана нашей «Первой скрипкой» – прекрасным музыкантом Леонидом Сивелькиным, которого я также очень давно знаю. Вроде всё пока получается.
- Самого музыкального материала много?
- Да. Есть короткие фрагментарные темы, есть более основательные. Присутствует лирическая тема – поиски героиней своего возлюбленного. В финальной части – вальс с аллюзиями на советскую кинематографическую музыку. Такая стилизованная, в некотором роде винтажная тема.
- Вас вдохновила какая-то определенная музыка из советского кино? Либо музыкальное содержание финала «продиктовала» сама пьеса Володина?
- Пьеса Александра Володина - совершенно чудесная. Да, в ней есть определенный советский пафос. Главная героиня – эдакая пионерка, не замечающая того, что своей огромной интенцией она параллельно рушит мир окружающих её людей. Так что да – что-то идёт от самой драматургии, что-то от музыкальных тем советских фильмов 60-70-х годов, которые мы все прекрасно знаем и любим. Мы с Павлом Мирзоевым очень долго искали подходящую интонацию финального вальса, было много эскизов – не сразу он выкристаллизовался. В итоге получился такой советский винтаж – по самому духу, по мелодике. В советском кинематографе музыка была зачастую высочайшего уровня и что важно – всегда записывалась в хороших условиях. Кстати, поэтому и сейчас она звучит очень круто.
- Всего двум сменам записи на «Мосфильме», вероятно, предшествовала огромная работа?
- Мы начали работу в начале октября прошлого года.
- На какой стадии вы вошли в проект? Некоторые композиторы начинают уже со сценария…
- К тому моменту уже был готов предварительный монтаж – конечно, совсем ещё «сырой» и отличающийся от финальной версии. Но уже на этом этапе я увидел какие-то интересные вдохновляющие вещи. Позже драматургия стала понятнее, более «выпуклой» по настроению. В общем, подключился на стадии предварительного монтажа.
- А как легче композитору? Или нет такого понятия – есть задачи определенные и всё?
- Трудно сказать. Мной накоплен достаточно большой опыт работы в театре – бывает, что режиссер ставит задачу в самом начале и это работает, если режиссер сочиняет историю вместе с тобой. Я присылал какие-то эскизы и, исходя из них, выстраивалась сцена. Но бывало и наоборот. Когда всё уже готово, тебе говорят: «Нужна такая тема». И ты приспосабливаешься к готовому, уже выстроенному режиссером миру.
- Современные режиссеры ценят композиторов, понимают важность их роли в создании картины и вообще трудозатрат?
- Я всячески стараюсь донести до режиссеров важность работы композитора, потому что, как мне кажется, многие этого пока просто не понимают. Всячески стараюсь увеличить бюджеты на запись музыки, потому что очень часто можно видеть хорошие работы, особенно в анимации, где хромает качество записи – прежде всего, живых инструментов. Вроде звучит нормально, но ты понимаешь – «не доштыривает», уж извините за жаргон. Электронная имитация живых инструментов всё равно слышна. И режиссер, и продюсеры должны понимать, что хорошо записанная и сыгранная вживую музыка – это очень важно и на этом нельзя экономить.
- А на «Мосфильме» хорошо записывают живую музыку?
- На «Мосфильме» очень хорошо записывают, поэтому я сюда и пришёл. Первая студия «Мосфильма» - это практически единственная студия в стране, где можно записать оркестр в таком большом зале и с таким количеством микрофонов и предусилителей (одномоментно до 100 музыкантов оркестра и 100 хористов – прим. ред.). Да, есть в Москве хорошие залы, но туда либо что-то нужно довозить, либо что-то может «шуметь» и т.д. Вторую же студию «Мосфильма» я хорошо знаю и люблю. Очень рад, что на данном проекте звукорежиссером выступает Анатолий Рясов, с которым мы много лет плодотворно и успешно работаем. Это он в своё время вдохнул новую жизнь во Вторую студию – здесь починили пульт, починили «штудеры» знаменитые ленточные магнитофоны (мы несколько раз записывали на них барабаны) и пр. Надеюсь, что эту высокую планку Тонстудия «Мосфильма» будет держать и дальше, а сюда будут стремиться и кинематографисты, и музыканты.
Режиссер фильма "Блондинка" Павел Мирзоев и звукорежиссер Анатолий Рясов в Первой музыкальной студии "Мосфильма"
- Вам самому, судя по всему, нравится двигаться в направлении кино?
- Так складывается жизнь, что я и пою, и сочиняю. Сижу на этих двух стульях уже давно и не падаю. Надеюсь, что дальше буду сочинять и для кино, и для театра и просто так. Для себя и слушателей. Просто потому, что люблю это дело!
По вопросам аренды студий перезаписи на «Мосфильме»: директор ПК «Тонстудия» Татьяна Балтер Тел.: +7 (499) 143-9803 e-mail: balter@mosfilm.ru