В 1-ой музыкальной студии «Мосфильма» прошла запись мюзикла «Шиворот-навыворот, или Алена против Дракона». Оригинальное музыкальное произведение Геннадия Гладкова на стихи Юрия Энтина было создано ещё в 1980-е годы, однако так и не было должным образом представлено слушателю. Вторую жизнь мюзиклу подарил композитор Андрей Семенов. Подробнее в материале – Mosfilm.ru
Жанр мюзикла для прославленного композитора Геннадия Гладкова, можно сказать, родная стихия. Большее количество его знаменитых сочинений – те же «Бременские музыканты» - издано, по ним сняты популярные кинокартины и мультфильмы, поставлено множество спектаклей. Тем более, незаслуженно обделенным вниманием выглядит одно из ярких творений мастера под оригинальным названием «Шиворот-навыворот, или Алена против Дракона». По словам ученика и друга Гладкова композитора Андрея Семёнова, этот мюзикл был придуман ещё в начале 1980-х – время расцвета и популярности вокально-инструментальных ансамблей.
Композитор Андрей Семенов
Эти музыкальные коллективы тогда активно экспериментировали в больших концептуальных формах – рок-операх и мюзиклах. Первопроходцами в этом плане можно было считать ВИА «Поющие гитары» и их пластинку и спектакль «Орфей и Эвридика» на музыку Александра Журбина. На волне популярности жанра, Минкультуры СССР предложило Геннадию Гладкову и Юрию Энтину написать что-то подобное, но с уклоном в сказку - в соответствующей стилистике и с подходящим под это инструментарием.
«Задача Гладковым и Энтиным была выполнена, на мой взгляд, блестяще. Однако само время помешало осуществить замысел авторов в полной мере. Началась перестройка, формат ВИА как-то сам собою исчез, их сменили рок-группы, у которых уже не было стремления к театрализации. В общем, сочинение оказалось невостребованным. Театры к нему почти не обращались, если не считать одной неудачной, на мой взгляд, постановки в театре Моссовета. А между тем, Гладков и Энтин создали настоящий шедевр! Стихи - совершенно гениальные. Мы всю запись их тут читали - смеялись, восторгались. И музыка Гладкова - как всегда яркая, образная, запоминающаяся, очень и очень разноплановая. Это произведение могло бы стать знаменитым на всю страну, как и другие сочинения Гладкова, но на тот момент по разным причинам это не сложилось» - отметил в комментарии для Mosfilm.ru композитор Андрей Семенов.
Исправить историческую несправедливость Андрей Семенов решил, заручившись поддержкой продюсера Малика Аминова (Shining Sioux Records) с «благословения» самого автора. В 1980-е Геннадий Гладков записал мюзикл только в виде клавира для фортепиано, справедливо отдав право аранжировки будущим постановщикам. С его точки зрения, для вокально-инструментальных ансамблей более органичным было рождение аранжировки внутри коллектива, собственными силами и средствами. Спустя сорок лет партитуру сочинения уже для эстрадно-симфонического оркестра написал Андрей Семенов.
«На мой взгляд, Геннадий Игоревич написал такую сложную и интересную музыку, что на самом деле исполнить ее только силами вокально-инструментального ансамбля нереально! Поэтому возник эстрадно-симфонический оркестр, но со значительной функцией ритм-группы – там три электрогитары, множество ударных, два синтезатора - цифровой и аналоговый, что бывает нечасто, рояль, перкуссионные инструменты. Таким образом, музыкальная основа "под формат ВИА» осталась, но добавились и другие инструменты – струнная группа, духовая, медная группы, большая группа саксофонов, арфа, аккордеон, русские народные инструменты», - отметил Андрей Семенов.
Для записи оркестровой фонограммы был приглашён Государственный симфонический оркестр кинематографии под управлением Сергея Скрипки. В произведении есть русская-народная фольклорная стилистика – поэтому в оркестр добавлены домра и балалайка, с другой стороны присутствуют и элементы жесткой рок-музыки. Сюжет мюзикла потребовал и редких этнографических инструментов. В одном из музыкальных номеров, пародирующих модное в то время увлечение псевдоиндийской культурой, звучат экзотические ситар, тампур и табла.
Запись индийских инструментов
Как отмечает Андрей Семенов, сюжет мюзикла на первый взгляд выглядит незатейливым, но в то же время, весьма концептуален. Действие разворачивается во времена Древней Руси, хотя в текстах и музыке немало примет современности. Дракон, пытающийся угодить своей капризной дочери, похищает со свадьбы, не невесту, как это бывало в старинных сказках и легендах, а жениха Ивана. А его невеста Алена вынуждена отправиться на поиски возлюбленного. Помимо невероятно насыщенной музыкальной палитры, произведение Гладкова на стихи Энтина интересно и ценно своими смыслами и нравственными посылами - его нельзя назвать исключительно детским. Это размышление о любви, преданности, взгляде на жизнь. Впереди у творческой группы, работающей над мюзиклом – сведение музыкального материала, запись хора и солистов. Планируется, что мюзикл «Шиворот-навыворот, или Алена против Дракона» будет издан в формате альбома на CD или виниле.
«В целом, мы провели на «Мосфильме» два с половиной дня - невероятно веселых и душевных. Работа протекала в какой-то уникально счастливой атмосфере! Все-таки запись музыки - это всегда нервы, сроки, какие-то переделки, ошибки, бесконечные дубли и т.д. А здесь настолько прекрасная и родная музыка, увлекающая всех мгновенно, юмор, образность, душевность, что мы не заметили, как всё записали. Работали с огромным удовольствием! За что я благодарен всем участникам записи и «Мосфильму»! - подвел итог композитор Андрей Семенов.
Композитор Геннадий Гладков
По вопросам аренды музыкальных студий: Татьяна Балтер, директор ПК «Тонстудия»
Тел.: +7 (499) 143-9803 e-mail: balter@mosfilm.ru