В 2018-2019 гг в Тонстудии «Мосфильма» прошла большая техническая модернизация. Масштабные изменения коснулись всех департаментов производственного комплекса, начиная от монтажного участка, заканчивая студиями речевого озвучивания, перезаписи, шумового оформления и музыкальными студиями.
Модернизация, о которой Mosfilm.ru неоднократно писал подробно, решила и одну из основных проблем звукорежиссёров - единый формат оборудования позволит сократить время специалистов на обучение различным системам и сосредоточиться на творческой составляющей. Однако и технологические новшества заслуживают особого внимания. Подробнее о нововведениях и работе музыкальных студий в 2020-м году рассказал главный специалист студий записи музыки Сергей Круглов.
- Какие новые технические возможности появились после модернизации музыкальных студий для звукорежиссеров, композиторов и музыкальных исполнителей?
- Во-первых, музыкальные студии были подключены к общему серверу Avid Nexis, что позволило нам оперативно обмениваться файлами с другими подразделениями Тонстудии через единое дисковое пространство - это скорость, удобство и снижение риска потери файлов.
Во-вторых, была модернизирована видеосистема - вместо аналоговой передачи видеосигнала теперь используется стандарт SDI, который позволяет передавать изображение более высокого качества. Благодаря новой видеосистеме мы смогли обеспечить проигрывание видеоизображения напрямую из цифровых станций Pro Tools и Pyramix, а также возможность потоковой трансляции изображения в сеть Интернет. При этом транслировать мы можем любой источник изображения - это могут быть видеокамеры установленные в студии, экран рабочей станции или фильм. Эта возможность особенно актуальна для дистанционных записей, которые проходят у нас регулярно.
И в-третьих, между микшерской, аппаратной и залом первой студии были проложены линии Ethernet. Это важный фундамент для дальнейшего развития студии, ведь линии Ethernet используются многими современными протоколами цифровой передачи аудио, например, Dante или Ravenna. В настоящее время линии Ethernet используются для системы персонального мониторинга Aviom, но в будущем мы планируем их использовать также для подключения другого цифрового оборудования.
Система персонального мониторинга Aviom, установленная в рамках модернизации, позволяет музыкантам самостоятельно настраивать комфортный баланс музыкальных инструментов в наушниках при записи.
- Я понимаю, что совершенству нет предела, но ожидается ли новое технологическое развитие музыкальных студий?
- Необходимость развития всегда присутствует - усложняются задачи, меняются методы и технологии работы, растут требования к вычислительным ресурсам. «Мосфильм» всегда старается обеспечить все необходимые условия для работы с самыми сложными в технологическом плане проектами. Поэтому - конечно.
- Есть ли у музыкальных студий Мосфильма конкуренция?
- В настоящее время других студий, обладающих такими же технологическими возможностями как Первая музыкальная студия «Мосфильма», в России нет. И в Европе очень мало подобных студий! А вот у Второй музыкальной студии, безусловно, есть конкуренция. Но среди сильных сторон, выгодно отличающих нашу студию от многих других: обширный парк микрофонов, акустика спроектированная известным американским специалистом Томом Хидли, мониторы фирмы ATC, редкое оборудование и инструменты, такие как листовой ревербератор EMT140, орган Hammond B3, возможность записи на аналоговую ленту.
- Пользуются ли популярностью музыкальные студии «Мосфильма» у зарубежных исполнителей и композиторов?
- Да, дистанционные записи с участием зарубежных композиторов проходят на студии регулярно. Среди недавних проектов запись музыки бельгийского композитора Жака-Альфонса Де Зееганта (Jacques-Alphonse De Zeegant) (https://music.mosfilm.ru/news/novost-detaln/?ELEMENT_ID=44457), а также запись музыки композитора Джонгника Бонтемпса (Jongnic Bontemps).
- Несколько слов о проектах и исполнителях, которые работали в 2020-м году в Тонстудии и в частности, в музыкальных студиях?
- Среди записанных за прошедший год проектов: саундтреки к фильмам «Калашников», «Подольские курсанты», «Белка и Стрелка: Карибская Тайна», «Учености плоды», «Тыгын Дархан», «Кольская сверхглубокая», «Огонь». Также за прошедший год в студии записывались: Ансамбль песни и пляски имени Александрова, Центральный Военный Оркестр Министерства Обороны, оркестр Musica Viva, трио Дмитрия Илугдина, группы Real Jam, АукцЫон, Мельница, Анна Королева, Валентина Лисица, Алексей Рябухин, Леонид Федоров, Анита Цой, композиторы Алексей Айги, Эдуард Артемьев, Геннадий Гладков, Игорь Крутой, Юрий Потеенко, Дмитрий Селипанов, Андрей Семенов, Сергей Штерн.
Справочная информация:
На сегодняшний день музыкальные студии «Мосфильма» оснащены самым современным оборудованием, которое позволяет предоставлять целый комплекс услуг для записи музыки, сведения и мастеринга фонограмм. Звукорежиссёры Тонстудии обладают огромным опытом в области записи музыки самых разных жанров. Для музыкантов созданы максимально комфортные условия работы.
Студии «Мосфильма» пользуются огромной популярностью у музыкальных коллективов. Здесь могут работать, как симфонические оркестры, так и музыканты, записывающие авторские альбомы, частные лица (исполнители собственных произведений). И, конечно, известные композиторы, работающие над кинопроектами или театральными постановками.
В разные годы в студиях «Мосфильма» работали - Эдуард Артемьев, Алексей Рыбников, Юрий Потеенко, Альфред Шнитке, Анатолий Кролл, Евгений Крылатов и многие-многие другие. Кроме того, в Тонстудии записывали музыку мировые звёзды: Мишель Легран, Лара Фабиан, Хосе Каррерас, Монсеррат Кабалье.